Сумасшедший, слабоумный, грубый. Это лишь немногие из эпитетов, которыми британские СМИ наделяют нового лидера Лейбористской партии — одной из двух крупнейших партий страны.
О Джереми Корбине (Jeremy Corbyn), который недавно был избран лидером лейбористов, Тони Блэр (Tony Blair), один из бывших лидеров этой партии, отозвался так: «Если сердце вам подсказывает, что нужно голосовать за Корбина, тогда сделайте пересадку сердца».
Премьер-министр Кэмерон поднял планку еще выше: «Лейбористская партия теперь является угрозой для нашей национальной безопасности и безопасности вашей семьи!»
Последний выстрел произвела армия. В минувшее воскресенье один высокопоставленный военный командир заявил, что армия взбунтуется, если после выборов 2020 года Корбин станет премьер-министром.
Но что же сделал бедный Корбин?
Дело не в «левых»
Корбин представляет радикальные левые силы.
Среди его обещаний — национализация железных дорог и многих институтов (включая энергетический сектор), повышение налогов для богатых (вместо затягивания поясов), отказ от ядерного оружия и выход страны из НАТО. К членству в ЕС Корбин также относится скептически. Он против участия Великобритании в войнах, в том числе и в Сирии.
Избрание Корбина, а вслед за ним и очередная победа Ципраса на выборах в Греции снова подогрели тезис «левые захватывают Европу».
Да, «феномен Корбина», действительно, значит многое, и не только для Великобритании, но и для всей Европы. Но в этом вопросе речь не идет о «подъеме левых», он гораздо шире.
Прежде всего ни правящая Консервативная партия, ни главная оппозиционная сила — Лейбористская партия — не смогли отреагировать на экономические вызовы, стоящие сегодня перед страной.
Экономическая, политическая и культурная «элиты» страны слишком инертны. Поскольку они не могут справиться с проблемами, с которыми борются британцы, народ утратил доверие к этим элитам.
Новая история
Люди устали. Ждать, надеяться и каждый раз разочаровываться. Они хотят, чтобы возник кто-то неискушенный и полный сил, кто, бросив вызов этой господствующей системе, отомстит за них.
И, по сути, они ждут нечто новое, то, что заменит существующий порядок и риторику. Иными словами, они ждут новую историю...
Именно этим настроениям Корбин и обязан своим успехом.
«Сириза» в Греции, «Подемос» в Испании, Обама в США и Партия справедливости и развития в Турции... Все они вошли в систему на волне подобных ожиданий в самых глубинах общественной жизни.
А шум, поднявшийся в Великобритании, объясняется тем, что в период после 1945 года Лейбористская партия находилась у власти примерно 40% времени. То есть это глубоко укоренившаяся политическая сила, в отличие от таких вновь возникших партий, как «Сириза» или «Подемос».
Вместе с тем Великобритания входит в семерку крупнейших экономик мира. Это одна из сильнейших стран — членов НАТО и ЕС. Это глобальный финансовый центр. И, конечно, ближайший союзник США.
В этих условиях все происходит иначе. Приход неопытного политика радикальных левых взглядов на пост лидера самой укоренившейся в центре международной системы партии оборачивается скандалом.
Великобритания на пути к хаосу?
А что дальше?
Успех Корбина будет в определенной мере зависеть от того, как развивается экономика. Если она будет идти прежним курсом, шансы Корбина возрастут, поскольку политика, выступающая против существующего порядка и всего, что он подпитывает, может снискать симпатии электората. И народ может пожелать преподать урок всем, кого посчитает виновным.
Кроме того, споры вокруг Корбина могут привести к расколу Лейбористской партии подобно тому, как в 1981 году в партии осталось левое крыло, а правое крыло создало Социал-демократическую партию Великобритании. Из-за Корбина отделиться могут радикальные левые.
Но даже если партия не распадется, то сторонники Тони Блэра и политики правых взглядов вскоре могут избавиться от новоиспеченного лидера.
Конечно, все это поколеблет партию, лишит ее значительной поддержки избирателей и прежде всего пойдет на пользу Консервативной партии.
Вполне возможно, что Корбину не удастся сколько-нибудь долго продержаться на посту лидера партии, не говоря уже о перспективе его становления премьер-министром.
Но главный вопрос — в другом.
Один из участников митинга, организованного в Лондоне в поддержку Корбина, говорит: «Гигантская волна, поднятая Корбиным, пробудила людей. Впервые у нас появился шанс на перемены. Лично я хочу быть частью этих перемен».
Судя по всему, теперь у укоренившегося порядка нет других шансов, кроме как стать частью этих перемен.