В одну реку, как известно, дважды войти нельзя. Даже если эта река — донецкий Кальмиус. Эта «речка движется и не движется» только в директивах кремлевских кураторов «ДНР»-«ЛНР», регулярно появляющихся из сумрака подмосковных вечеров. В реальности на Донбассе за год с подписания первых Минских соглашений немало воды утекло и ситуация изменилась очень сильно. Эти изменения произошли в ключевых сферах. В социально-экономической обстановке в «ДНР»-»ЛНР», в условиях резкого падения цен на нефть (основной фактор) в сочетании с санкциями Запада, ухудшили экономическую ситуацию в РФ и сузили свободу маневра Москвы на донбасском направлении. К тому же боеспособность украинских вооруженных сил заметно выросла, Запад занимает единую позицию по отношению к действиям России на Донбассе. С учетом этих изменений и следует оценивать заявления лидеров боевиков двух сепаратистских анклавах о повторении прошлогоднего осеннего «трюка» с проведением сепаратных выборов в «ДНР» и «ЛНР».
Диссонанс с «миротворчеством.RU»
В отличие от прошлогодней ситуации заявления руководителей двух «республик», в этом году — чистой воды шантаж. Причем шантаж исключительно словесный, на уровне заявлений, без шансов практической реализации провозглашенных намерений в обозначенные сепаратистами сроки — 18 октября в «ДНР» и 1 ноября в «ЛНР». Это следует из самой природы второго Минского соглашения. Которое, по точной формулировке бывшего главы шведского МИДа Карла Бильдта представляет собой не что иное как «возможность для Путина выйти из кризиса, в котором он очутился. И именно с такой целью это задумывалось». В ситуации объявления выборов сначала в «ДНР», а потом и в «ЛНР» удивляет реакция ряда украинских политиков и экспертов, которые совершенно серьезно стали расценивать этот шаг как неудачу Минска-2, проводя аналогии с выборами в «ДНР»&»ЛНР»-2014 и крушением Минска-1.
Хотя влияние выборов в двух «республиках» на судьбу первого Минского соглашения и здесь изрядно преувеличено. Причины срыва выполнения Минска-1 лежали в другой плоскости и его неизбежная перезагрузка легко прочитывалась за три месяца до формального подписания Минска-2. И стоит ли столь же серьезно воспринимать громкие заявления лидеров боевиков как нечто имеющее реальный потенциал для влияния на расклад сил и ситуацию в регионе? Совершенно не принимая во внимание два основополагающих фактора. Первый — тактику действий боевиков полностью определяет и жестко контролирует ее выполнение Москва.
Наглядным подтверждением чего являются такие факты последнего времени как прекращение боевиками огня в назначенный Москвой срок 1 сентября и замена в «ДНР» военно-ориентированного «ястреба» Пургина на участника выработки компромиссов на Минских переговорах Пушилина. Второй фактор — в преддверии важных международных мероприятий, в повестке дня которых значится ситуация на Донбассе, Кремль четко позиционируется как актор, активно содействующий мирному политическому урегулированию и строго придерживающийся буквы Минска-2.
Именно поэтому заявления полностью подконтрольных Кремлю лидеров боевиков о сепаратных выборах на Донбассе прозвучали резким диссонансом с этим показательным «миротворчеством». Такое откровенное нарушение Минска-2 полностью противоречит текущей политической линии Кремля. В силу чего не имеет никаких шансов на реализацию в нынешних условиях. И будет дезавуировано буквально в ближайшие дни. Тем более, что удобных поводов для такого маневра Москвы хватает. На предстоящих на следующей неделе мероприятиях — Генеральной ассамблее ООН, визит Путина туда начнется 28 сентября, и намеченном на 2 октября саммите «нормандской четверки», а позднее и при принятии решения ЕС о продлении пакета санкций против России в декабре — Москва будет доказывать свою исключительную настроенность на скорейшее урегулирование кризиса на Донбассе.
А в качестве практического подтверждения своих заявлений сможет предъявить такой факт, как прекращение по ее инициативе с 1 сентября огня в зоне конфликта. Этот аргумент обладает исключительной «бронебойной силой» для европейцев. Капитально уставших от продолжающегося полтора года кровопролития на Востоке Украины. И готовых поддержать любую силу, которая сможет на практике положить этому кровопролитию конец. В роли такой силы в этом месяце и выступит Кремль. Ни для кого в Европе не секрет, что вдруг возникшее стремление боевиков прекратить огонь в зоне конфликта — это выполнение приказа Москвы. Оттуда боевики снабжаются оружием, там поддерживают боеспособность их частей и единолично решают — когда этим частям идти в наступление, а когда полностью прекращать огонь.
Самодельный кризис и deus ex machina Путин
Но судя по предвыборным заявлениям лидеров «ДНР»-»ЛНР», одного прекращения огня Москве для усиления своей позиции на переговорах о ситуации на Донбассе «маловато будет». И к нему Кремль добавит свои результативные усилия по спасению самого Минска-2 от крушения. Которое могло бы произойти вследствие проведения «ДНР»-»ЛНР» выборов 18 октября — 1 ноября совершенно на других принципах, нежели зафиксированные в Минских соглашениях. И тут Минск-2 как летящий на крыльях древнегреческий deus ex machina (бог из машины) спасает президент Путин, воспользовавшийся тем, что имеет «некоторое влияние» на руководство двух «республик». Он де смог убедить лидеров «ДНР»-»ЛНР» отказаться от проведения выборов 18 октября и 1 ноября. С тем, чтобы использовать еще один шанс найти компромисс с Киевом, который, наконец, должен услышать «голос Донбасса» с его невиданным самопожертвованием.
Ведь народ Донбасса отказался ни много ни мало от свободного волеизъявления на своей суверенной территории во имя всепоглощающего стремления найти компромисс с Киевом. Занавес, аплодисменты. Вот примерная фабула кремлевской игры сначала с созданием рукотворного кризиса с сепаратными выборами, а потом его героическим разрешением. Ее основополагающие моменты будут озвучены президентом Путиным на двух важнейших для нас международных событиях следующей недели — Генеральной ассамблее ООН и саммите «нормандской четверки». На одном из этих мероприятий президент Путин с помощью главы своего МИДа Лаврова и озвучит историю о том, как «кремлевские гуси Минск спасли».
«Пройти между капельками» по минскому полю
После чего с новой силой и с полной поддержкой Евросоюза продолжит навязывать Киеву свой вариант миротворчества. Основополагающие принципы которого выписаны мелким шрифтом в разделе «Примечание» февральского Комплекса мер по выполнению Минских соглашений:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
С учетом того, что Минск-2 в результате всех этих пертурбаций с выборами выживет, нам придется с помощью США и НАТО использовать все имеющиеся в нем возможности для того, чтобы не допустить этого московского сценария. Поскольку Кремль делает все новые попытки, поддерживаемые ЕС, поскорее «впихнуть» обратно в состав Украины неконтролируемые территории как-они-есть-здесь-и-сейчас. То есть с разрушенной экономикой и инфраструктурой, не лояльным и даже откровенно враждебно настроенным населением, отсутствием работающих украинских государственных институтов, отсутствием в Киева реальных рычагов полноценного контроля этих территорий, огромным количеством оружия на руках у боевиков на Донбассе и так далее.
Если уж у нынешней украинской власти не хватает твердости для того, чтобы в ответ на этот прессинг громко повторить гениальное изречение покойного спикера Плюща «Вони хочуть впихнути не-впихуєме. Ну то чого ж його пхати, як воно не лізе?», придется воспользоваться рецептом еще одного аксакала украинской политики — первого президента независимой Украины Леонида Кравчука. И умудриться «пройти между капельками» по минскому полю — чтобы и страну сберечь, и свои национальные интересы отстоять, и Россию таки переиграть в определении рецепта окончательного решения донбасского вопроса.