Оскорбленный критической резолюцией Европарламента, официальный Баку пригрозил ЕС выходом из программы «Восточное партнерство». Это отдаление Азербайджана от Евросоюза — на руку России. Кремль с готовностью взялся заполнить возникающий дипломатический вакуум, ведь это поможет ему добиться сразу двух важных внешнеполитических целей.
Крымский прецедент
Первая — не допустить «разогрева» карабахского конфликта, который грозит вот-вот выйти из замороженного состояния, поскольку обе его стороны не прочь воспользоваться «крымским прецедентом» в своих интересах. В Баку и в Ереване аннексию Крыма Россией интерпретировали по-разному. В Ереване заговорили о возможности признания Карабаха в его нынешних границах, вместе с так называемыми оккупированными районами собственно Азербайджана. В Баку же увидели в Крыму прецедент возвращения силой своих бывших территорий.
Азербайджанское общественное мнение, если судить по анализу местной прессы, вполне готово к «маленькой победоносной войне». Вооруженные силы самопровозглашенного Нагорного Карабаха (при неофициальной поддержке Армении, разумеется) также заговорили о походе на Баку и вспоминают, что в прошлый раз только заключение перемирия якобы помешало им взять город Гянджу.
До сотни обстрелов в день происходит на разделительной линии, которая не совпадает ни с какими административными границами советского периода, а лишь отражает реальное военное положение сторон на момент заключения перемирия. Армяне обвиняют в провокациях азербайджанцев, ну а азербайджанская армия — жителей Нагорного Карабаха, где «под ружьем» находится до 20 процентов населения.
Однако полномасштабная война на Кавказе сегодня не в интересах Москвы. Этим в первую очередь и объясняется резко возросшая дипломатическая активность Кремля в Армении и Азербайджане.
Транзит в обмен на дипломатию
Вторая цель Москвы — гарантировать себе (если такая потребность возникнет) транзит в Сирию через территорию и воздушное пространство Азербайджана. Сирийская операция постепенно превращается в один из главных военно-политических козырей России, и ее необходимо максимально застраховать от провала.
Поэтому Кремль старается как можно активнее использовать ссору Азербайджана с ЕС, надеясь на возвращение Баку в сферу своего влияния. Предложение и частичное исполнение плана мирного урегулирования карабахского конфликта — идеальный для России инструмент в этой работе.
Беспроигрышный сценарий для Москвы
Какой вариант компромиссного решения могла предложить Россия президенту Армении Сержу Саргсяну, когда он неожиданно приехал в середине сентября с визитом в Москву? Скорее всего, за последние годы рецепт сильно не изменился. Речь идет о возвращении так называемых оккупированных карабахской стороной районов Азербайджану. Но не всех, а только пяти, причем постепенно. Два же Ереван без более серьезных гарантий возвращать не согласится никогда, поскольку они служат «мостиком» между Арменией и самопровозглашенным Нагорным Карабахом.
Что в обмен? Компенсации прямые и косвенные, новые военные гарантии России. Возможно, как вариант, — сложная схема с созданием российских баз не только в Армении, но и в Азербайджане, например под видом транзитного пункта для переброски грузов в Сирию. В Москве были бы очень рады такому развитию событий, поскольку это не только отдало бы под ее контроль все Закавказье, но и превратило бы его в идеальную базу для сирийской операции. Собственно, только под этим предлогом и можно было бы предложить базу в Азербайджане, не получив жесткого противодействия от США.
Для Кремля этот план был бы практически идеальным решением. Конфликт в Карабахе снова подмораживается, но не разрешается, присутствие в регионе усиливается, влияние — и на Армению, и на Азербайджан — только возрастает.
Минусов же в этой схеме найти практически невозможно. Она создаст проблемы и нынешним властям Армении и Карабаха, которым надо будет объяснить отказ от части территорий, и президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Кремль же получает только барыши.