Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На фоне зигзагов США набирает обороты ирано-российская операция по спасению Сирии

Российское военное присутствие в Сирии относительно невелико, но эти силы следует прибавить к иранским войскам и боевикам «Хезболлы». У Нетаньяху нет иного выбора, кроме как прислушаться к аргументам Путина, который воспользовался бездействием Запада.

© AP PhotoПлакаты с Башаром Асадом накануне выборов в Дамаске, май 2014 года
Плакаты с Башаром Асадом накануне выборов в Дамаске, май 2014 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское военное присутствие в Сирии относительно невелико, но эти силы следует прибавить к иранским войскам и боевикам «Хезболлы». В Израиле считают, что российская операция по меньшей мере частично согласована с Ираном. У Нетаньяху нет иного выбора, кроме как прислушаться к аргументам Путина, который воспользовался бездействием Запада.

Несмотря на острую критику со стороны западных государств, Россия наращивает военное присутствие в Сирии. Согласно недавнему сообщению Jane’s, спутниковые снимки показывают, что русские расширяют еще две базы в прибрежном алавитском районе, помимо авиабазы под Латакией, где уже идет строительство. По данным Jane’s, два новых объекта — это комплекс складов оружия и боеприпасов и военный комплекс, они расположены к северу от Латакии. На фотографиях первой базы заметны 28 российских самолетов «Су» разных модификаций. Американские источники также сообщили телеканалу CNN, что на базе находятся 15 вертолетов, три батареи ракет «земля-воздух», девять танков и не менее 500 солдат.

В Израиле считают, что российская операция по меньшей мере частично согласована с Ираном. Эти действия были заметны еще в июле, и их цель — спасение режима Башара Асада. Численность сухопутных войск, присланных Россией, пока еще невелика, вероятно, их основной задачей станет охрана российских баз в алавитских областях. Однако Иран прислал в Сирию полторы тысячи бойцов Корпуса стражей исламской революции, а «Хезболла» и другие шиитские группировки из разных стран, прибывшие по настоянию Ирана, предоставили Асаду еще тысячи бойцов.

Трудно сказать, можно ли расценивать присутствие такого воинского контингента как часть реальной военной операции. Но эти силы должны помочь Асаду остановить дальнейшее продвижение сил противника. Помимо медленного приближения фронта к алавитским районам с северо-восточной стороны, Асада и Иран беспокоит осада двух населенных шиитами деревень в районе Идлиба.

В последние недели проводились переговоры между противоборствующими сторонами о перемирии и возможной безопасной эвакуации большинства населения этих деревень в обмен на перемирие в районе Забадани, на ливанской границе, где шли ожесточенные бои. До сих пор сторонам не удалось договориться о сколько-нибудь продолжительном прекращении огня.

На состоявшейся на прошлой неделе встрече в Москве премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент России Владимир Путин договорились о создании комиссии в составе заместителей начальников генеральных штабов из обеих стран. Первое заседание комиссии должно состояться примерно через десять дней. Ее цель — обеспечить согласование действий в воздушном пространстве, на море и в «электромагнитной сфере» в районе Сирии, чтобы избежать нежелательного столкновения.

Логично предположить, что израильская сторона будет передавать немного информации, опасаясь, что российские военные поделятся сведениями со своими сирийскими союзниками, а, возможно, даже с Ираном. Вместе с тем, израильские лидеры понимают, что Россия сегодня намерена играть важную роль в регионе, оказывать масштабную помощь Асаду, укреплять связи с Ираном и пытаться привлечь на свою сторону такие государства, как Саудовская Аравия и Египет, чтобы возглавить международную кампанию против «Исламского государства». С учетом этого Нетаньяху обязан не только согласовывать действия авиации, но и принимать во внимание соображения, которыми руководствуется Путин.

Россия в данный момент увидела возможность расширить свое влияние, как на фоне кризиса в Европе, отчасти связанного с ужесточением боевых действий в Сирии, так и с учетом нерешительности США. Из-за потрясений, вызванных широким потоком беженцев, хлынувших в государства Европы, Европейский союз стал охотнее прислушиваться к утверждениям России, что поддержка Асада способствует стабилизации обстановки.

США, с другой стороны, никак не могут сформулировать свои цели в Сирии, перед лицом дилеммы, поставленной сирийским диктатором и его врагами из ИГИЛ. Прошлая позиция «Асад должен уйти» сменилась на ни к чему не обязывающую формулировку о необходимости его отставки в будущем. На этом фоне остро заметно полное фиаско проекта США по обучению бойцов умеренных сил сирийской оппозиции. На недавних слушаниях в Конгрессе начальник Центрального командования американской армии генерал Ллойд Остин (Lloyd Austin) был вынужден признать, что всего лишь четверо или пятеро из бойцов, прошедших подготовку, продолжают участвовать в войне против ИГИЛ.

Программа предусматривала обучение 5400 бойцов для войны с террористами. Из 54 человек, отправленных на фронт в июне, 50 погибли или дезертировали после сокрушительного поражения, нанесенного им группировкой «Джабхат ан-Нусра», связанной с «Аль-Каидой». Поскольку США выделили на программу около 500 миллионов долларов, то оставшихся на фронте бойцов можно признать самыми дорогими солдатами в мире, так как на данный момент подготовка каждого из них обошлась американским налогоплательщикам в 100 миллионов долларов. Неудивительно, что перед лицом нерешительности и растерянности Вашингтона Москва наращивает свое влияние в Сирии и других странах Ближнего Востока, и ее амбиции растут параллельно этому процессу.