Западные разведслужбы, начиная с 29 августа, столкнулись с неожиданной ситуацией. Москва решила нарастить свое военное присутствие в Сирии и усилить поддержку президенту Асаду. В течение последующих дней в Сирию по нарастающей стали прибывать ракеты, бронетехника, самолеты и российские военнослужащие.
Мир замер в изумлении. Буквально еще несколько недель тому назад Москва активно работала со всеми сторонами, втянутыми в вооруженный конфликт в Сирии в поисках урегулирования ситуации путем переговоров. На протяжении последних десятилетий Россия имеет свои интересы в Сирии. Со времен холодной войны Москва была главным поставщиком оружия семейству Асадов.
Россия имеет в этой стране единственную военно-морскую базу, которая имеет выход в Средиземное море. И, конечно, Кремль помогает Асаду удерживаться у власти в течение последних четырех лет конфликта.
Москва неоднократно спасала Асада путем предоставления нового вооружения, финансирования и поддержки военнослужащих. Тем не менее, эта поддержка в последнее время стала сокращаться. Многие подумали, что теперь Кремль готов принести в жертву Асада в обмен на определенные гарантии.
Сейчас стало понятно, что Путин решил Асада не сдавать. Нынешняя ситуация в Сирии коренным образом отличается от ситуации 2011года и 2012 года. Дело в том, что в дополнение к той поддержке, которую оказывают ближневосточные страны оппозиционным сирийским силам, вмешалась еще и третья сила в лице США и ее союзников, для которых главная опасность исходит от Исламского государства и Асада.
Таким образом, любой просчет или недопонимание может привести к прямому столкновению вооруженных сил США и России. В конце концов, мы наблюдаем схватку двух сверхдержав на фоне противоборствующих сторон. Для мира такое развитие событий представляет серьезную угрозу, поэтому необходимо срочно возобновить международные переговоры.
Российская помощь Асаду
В течение десятилетий Сирия была зоной особых интересов для Москвы. Для Кремля Сирия — это влияние в регионе и выход ВМФ в Средиземном море через российскую военно-морскую базу, а также «дверь» на Ближний Восток. Во времена холодной войны Сирия выступала в качестве главного союзника в противостоянии с Вашингтоном и Израилем. Таким образом, Москва была в течение многих лет основным поставщиком оружия Асаду.
С самого начала гражданской войны в Сирии, Россия встала на сторону Асада и оказывала ему всестороннюю военную и финансовую помощь. Весьма существенной была поддержка Москвы в дипломатическом плане, когда Россия блокировала решения международных организаций.
Естественно, что Россия решительно выступила против вмешательства НАТО в дела Сирии, основываясь на горьком опыте Ливии. Москва с самого начала конфликта жестко заявила, что Сирия входит в сферу жизненно важных интересов, и она никому не позволит игнорировать ее мнение.
В результате такой позиции Кремля западные державы и региональные союзники не осмелились осуществить прямое военное вмешательство и ограничились лишь финансовой и материально-технической помощью боевикам, выступающим против режима Асада.
У Обамы не было никакого интереса идти на прямую конфронтацию с Москвой, поэтому он предпочел, чтобы региональные союзники занимались урегулированием ситуации в Сирии. Конечно, всегда на их стороне была дипломатическая поддержка Вашингтона, а также и разведывательная со стороны ЦРУ.
Такой расклад сил привел к «технической ничьей». Всякий раз, когда Асад терял позиции, то он тут же получал оружие и деньги от своих главных союзников — Ирана и России. Точно такие же действия предпринимали региональные державы — Саудовская Аравия, Турция и Катар, когда оппозиция терпела поражения от проправительственных сил. Несмотря на то, что Россия всегда критиковала вмешательство Запада в дела Сирии, по крайней мере, до августа 2014 года, Кремлю удавалось сдерживать Вашингтон от прямого вмешательства.
Приход Исламского государства
Появление ИГ в Сирии и Ираке резко изменило ситуацию в регионе, и привело к тому, что авиация США и союзников стали наносить авиационные удары по позициям боевиков. Вначале авиация была задействована в Ираке, затем плавно переместилась в Сирию. Таким образом, когда меньше всего ожидали, то Белый дом оказался втянутым в новую военную авантюру на Ближнем Востоке. Следует отметить, что авиационным ударам подверглись не сторонники Асада, а боевики Исламского государства.
Вот почему, несмотря на первоначальные протесты Москвы против применения авиации Запада в Сирии, Кремль, в конце концов, согласился с нанесением авиаударов по позициям исламистов из ИГ, так как такие действия укрепляли позицию сирийского президента.
Похоже, что Вашингтон в конечном итоге согласится с предложением Москвы, которое заключается в том, что без Асада невозможно мирное урегулирование сирийского кризиса.
Вместе с тем следует учитывать две важные вещи. Во-первых, сирийские события продемонстрировали неэффективность стратегии США и ее союзников в борьбе с ИГ. Для того чтобы исправить ситуацию США вынуждены были убедить Турцию пойти на прямое военное вмешательство. Турция до этого прямо не участвовала в гражданской войне в Сирии, однако, вот уже на протяжении нескольких недель Анкара участвует в военных операциях. В рамках новой стратегии Вашингтон и Анкара планируют создать свободную от ИГ зону и обеспечить больше безопасности и стабильности на протяжении границы Турции с Сирией.
Во-вторых, в последние месяцы, благодаря поддержке региональных держав, оппозиционные силы решили объединиться в одни фронт для свержения режима Асада.
Для Москвы это означает, что Асад, как верный союзник, вновь подвергается серьезной опасности быть свергнутым, а также то, что Вашингтон вынужден будет еще больше втягиваться в сирийский конфликт.
Новая дипломатия
Позиция России не была статичной за годы гражданской войны в Сирии. Москва не обручена с Асадом. Для России важно сохранить влияние в регионе, или, по крайней мере, его не уменьшить. Кремль хочет сохранить свою военно-морскую базу в Сирии и отстаивать свои интересы в регионе, который, по мнению Москвы, входит в сферу ее жизненно важных интересов.
Поэтому Москва предприняла в последние дни ряд дипломатических шагов, направленных на то, чтобы привлечь к переговорам наиболее важных мировых политических игроков, которые заинтересованы в урегулировании сирийского конфликта.
Кремль предлагает пойти по пути поэтапного урегулирования ситуации для того, чтобы положить конец братоубийственной войне при сохранении российских интересов.
Нынешнее нарастание военного присутствия России в Сирии исходит из следующей предпосылки. Президент РФ Владимир Путин полагает, что для обеспечения интересов России в регионе и предотвращения неблагоприятного развития событий необходимо нарастить военное присутствие.
Пока на протяжении последних трех недель шли переговоры в Москве, Кремль начал ускоренную отправку военной техники, вооружения и личного состава в Сирию, чтобы не на словах, а на деле укрепить позицию Асада.
В отличие от других этапов гражданской войны, такие действия Россия предпринимает в то время, когда непосредственно в конфликт оказались втянутыми Саудовская Аравия, Израиль и Турция, а также задействована авиация США и других союзнических стран.
В такой ситуации резко возрастает риск прямого столкновения вооруженных сил мировых держав вследствие ошибки или недоразумения.
Не случайно, что Нетаньяху срочно решил поехать в Москву, чтобы предотвратить возможное столкновение российский военных с израильскими военнослужащими. Президент Турции Эрдоган также посетил Россию, чтобы обговорить с Путиным развитие событий вокруг Сирии.
Кроме того начались переговоры между Москвой и Вашингтоном. В принципе, эти переговоры направлены на то, чтобы выработать меры, которые бы помогли избежать прямого столкновения двух сверхдержав из-за какой-либо ошибки или недоразумения. Обама, по всей видимости, настроен на диалог с Россией и планирует повысить статус переговорщиков, чтобы положить конец сирийскому конфликту.
Вполне очевидно, что Россия в очередной раз берет на себя инициативу. Кремль стремится продемонстрировать миру, что готов применить силу ради защиты своих интересов, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, на санкции и конфликт на Украине.
Москва посылает сигнал мировым игрокам, что им придется считаться с Россией. В противном случае, хочет сказать нам Путин, Асад будет находиться у власти до скончания века. Москва об этом позаботиться.
А вы что думаете по этому поводу?