Смелое вмешательство России в Сирии стало не просто внезапным ударом для Вашингтона. Оно способно стать переломным стратегическим моментом на Ближнем Востоке, особенно если это вмешательство поможет остановить сирийскую гражданскую войну.
На первый взгляд, маневр Путина кажется отчаянной попыткой спасти режим Асада. Военная интервенция может на какое-то время стабилизировать этот режим, но критики думают, что в конечном счете Москва рискует повторить афганскую катастрофу, когда боевики-джихадисты взяли верх над российской военной мощью. Но скептикам следует иметь в виду, что с точки зрения Путина, которую он четко изложил в своей речи в Организации Объединенных Наций, альтернативой вмешательству может стать досадное поражение Асада, которое придаст новые силы исламскому экстремизму. И что Россия находится в лучшем положении, чем Америка, чтобы остановить кровопролитие в Сирии.
Как бы это ни закончилось, сейчас Россия изменила динамику сирийского кризиса и открыла новые возможности. Кризис теперь связан не только с Ираном, который все упорнее защищал Асада и одновременно боролся с ИГИЛ в Ираке. Выступив в качестве основной опоры Асада и сформировав ось против ИГИЛ (в составе Ирана, Ирака и Сирии), Россия поставила в центр региональной политики борьбу с исламским экстремизмом, а не «проделки Ирана». Для многих на Западе главным вопросом теперь будет роль России на Ближнем Востоке, а не последствия иранской ядерной сделки.
Российское вмешательство является также прямым вызовом Турции и монархиям Персидского залива, которые оказывают поддержку сирийской оппозиции. В 2012 году король Саудовской Аравии Абдалла продемонстрировал свое недовольство российской поддержкой режима Асада, повесив трубку во время телефонного разговора с президентом Дмитрием Медведевым. Но похоже, Россию не очень-то волнует реакция Турции и арабского мира на ее последние военные усилия. После заключения ядерной сделки недовольные Вашингтоном арабские монархии посчитали необходимым наладить связи с Москвой. В отличие от США, России нет нужды выбирать между Ираном и его арабскими противниками. Она сумела сохранить близость с Тегераном, одновременно укрепляя связи с монархиями Персидского залива.
Соединенные Штаты с самого начала очень не хотели вмешиваться в сирийскую катастрофу. Та поддержка, которую они оказывают оппозиции в Сирии, неэффективна, как и попытки найти дипломатическое решение. В отличие от Америки, либо же как следствие, Россию сегодня очень многие считают центральной силой в сирийском эндшпиле.
Госсекретарь Керри возобновил попытки найти дипломатическое решение по Сирии, но ситуацию «на земле» формируют не Соединенные Штаты, а Россия, подчиняющая себе дипломатию. За четыре года гражданской войны Соединенные Штаты отвергали призывы вооружить повстанцев, установить бесполетную зону для авиации и провести красные линии в вопросе применения химического оружия. Воздействие Америки на эту гражданскую войну было минимальным. В отличие от нее, Россия вооружает армию Асада, а теперь еще взяла на себя задачу по защите режима. Всем заинтересованным сторонам понятно, что ключ к окончанию войны находится в Москве.
Заставить региональных игроков найти компромисс по Сирии Вашингтону мешают и соображения внутреннего порядка. Политическая обстановка в США и Иране исключает проведение серьезных переговоров по региональным проблемам, не говоря уже о содержательных взаимных уступках, открывающих двери дипломатии. Верховный лидер Ирана сказал, что пока переговоры с Соединенными Штатами не пойдут дальше ядерной сделки. А администрация Обамы, говоря о региональной роли Ирана, прежде всего имеет в виду сдерживание этой страны, а не сотрудничество с ней. Реализация ядерного соглашения бросит тень на все дискуссии о Сирии, и даже если Вашингтону удастся добиться прорыва в отношениях с Тегераном, он все равно столкнется с противодействием со стороны Израиля, монархий Персидского залива и конгресса.
У Москвы больше возможностей подтолкнуть Иран, Турцию и монархии Персидского залива к компромиссам. В прошлом месяце госсекретарь Керри пригласил в Катар российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и министра иностранных дел Саудовской Аравии Адиля аль-Джубейра (Adel Jubair), чтобы обсудить сирийский вопрос. Но Россия стремится к более прямым двусторонним переговорам. Список высокопоставленных визитеров, посетивших в последние месяцы Москву, довольно длинный: министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф (Javad Zarif), командующий спецподразделением «Кудс» Корпуса стражей Исламской революции генерал Касем Сулеймани (Qasim Suleimani), наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Наиф (Muhammad Bin Nayef), заместитель наследного принца Мухаммад ибн Салман (Muhammad Bin Salman), наследный принц ОАЭ Мохаммед ибн Зайед (Muhammad Bin Zayed), израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Когда Мухаммад ибн Салман вернулся из Москвы домой, Путин организовал ему встречу с начальником разведки Асада Али Мамлюком (Ali Mamluk), которая состоялась в Джидде. Пока Путин укрепляет оборону Асада, Россия ведет переговоры с крупнейшими региональными игроками.
Такая дипломатическая кампания уже приносит осязаемые результаты. После посещения на прошлой неделе Москвы Эрдоган изменил свою позицию и согласился с тем, что Асад может стать частью политического решения по окончанию гражданской войны. Видимо, Эрдогану и монархиям Персидского залива стало ясно, что Путин не допустит падения Асада. Этим странам также грозит опасность конфронтации с Россией, если они будут продолжать поддержку противников Асада. Турция и Израиль также не хотят длительного военного присутствия России у себя под боком. Израиль не сможет наносить удары по «Хезболле» и по иранским целям, когда ему заблагорассудится, а Турция будет не в состоянии отвечать на вызовы курдов столь же свободно, как она делала это до сих пор. Эти государства могли прийти к выводу о том, что лучший курс действий — согласиться на дипломатическое решение, которое поможет вернуть российские войска домой.
Это создаст выход из нынешней тупиковой ситуации в Сирии, что станет доброй вестью не только для соседних с Сирией стран, но и для Европы, где наплыв измученных войной беженцев создает проблемы в гуманитарной сфере и в области безопасности. Но это также вызывает новые вопросы о том вызове, который Россия бросает США и мировому порядку. Критики администрации Обамы опасаются, что Россия своей демонстрацией силы может обеспечить себе первенство на Ближнем Востоке, а это придаст ей новую энергию для активизации действий в других местах мира. Эти критики полагают, что Россия заполняет тот вакуум, который возникает из-за безразличия Америки.
Сирия несомненно подтверждает чрезмерные амбиции России на Ближнем Востоке и за его пределами. Мы должны задуматься, слушая заявления о том, что международное давление покарало Москву, что у нее не осталось ни единого выхода, и что у Путина отсутствует стратегия. Сейчас следует сосредоточить внимание на том, проявит ли Россия смекалку, чтобы положить конец войне в Сирии. А долговременные последствия от российской агрессии это тема для дебатов другого дня.
Вали Наср — декан Школы современных международных исследований (School of Advanced International Studies) Университета Джонса Хопкинса.