Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия укрепляет фактический контроль над «северными территориями»

© REUTERS / Thomas PeterГригорий Андреевич, житель поселка Отрада на острове Кунашир
Григорий Андреевич, житель поселка Отрада на острове Кунашир
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы Россия, активизировавшая политику «сдвига на Восток», непрестанно укрепляет фактический контроль над «северными территориями». Посетив острова, я убедился в том, что местная инфраструктура, то есть аэропорты, морские порты, дороги и так далее, практически готова. Переговоры о возвращении островов столкнулись с суровой реальностью.

В последние годы Россия, активизировавшая политику «сдвига на Восток», укрепляет фактический контроль над «северными территориями». Посетив острова, я убедился в том, что местная инфраструктура, то есть аэропорты, морские порты, дороги и так далее, практически готова. Переговоры о возвращении островов столкнулись с суровой реальностью.

Впервые я посетил «северные территории» в августе 2012 года. Я отправился на острова в рамках программы безвизового обмена между Россией и Японией. Это — моя третья поездка. Я обратил внимание на то, что инфраструктура островов быстро модернизируется. Это свидетельствует об укреплении фактического контроля России над «северными территориями».

В этот раз я побывал на Кунашире и Итурупе. 3 июля я приехал в город Фурукамаппу на Кунашире. В этом городе проживает около 6900 россиян. На холмах стоят деревянные дома. В центре города находятся администрация, церковь, школа, магазин, больница, ресторан и так далее. Создана система, поддерживающая культурную жизнь островитян. В глаза бросается активное строительство дорог и многоквартирных домов. Прокладка дорог на Кунашире началась в 2012 году.

Инфраструктуру в этих местах стали развивать только в последние пять лет. Раньше проезжающие автомобили поднимали клубы пыли. Когда шел дождь, пыль превращалась в грязь. Зимой было сложно передвигаться. Большинство домов также так и стоят с советского времени, это старые деревянные постройки. Все они были коричневого цвета и производили мрачное впечатление. Для России «северные территории» — это самые дальние земли. Страна боролась с оттоком населения, выплачивая солидные пособия. Некоторые полагают, что острова не развивали, поскольку предполагалось, что когда-нибудь их могут вернуть Японии.

Сейчас на трех островах, Итурупе, Кунашире и Шикотане, начался строительный бум (На Хабомаи рядовые граждане не живут). Дома теперь красят в наиболее предпочтительные цвета. В самом городе царит сказочная атмосфера. Путь на корабле из Нэмуро до Кунашира занимает всего пять часов, однако возникает ощущение, что ты оказался в совершенно другой стране. Представитель администрации Кунашира говорит о развитии острова с особым энтузиазмом:

«Ежегодный бюджет на строительство домов составляет 100 миллионов рублей. Мы строим восемь новых домов и реконструируем старые. Если город обновится, молодым людям будет приятно здесь жить».

Развитие инфраструктуры — государственный проект России. Проект экономического развития Курил стартовал в 2007 году. Он рассчитан до 2025 года. Общие инвестиции составят около 121 миллиарда рублей.

На стройке дорог в центре города я заметил рабочего из Азии в черной одежде. Ранее я уже встречал на Итурупе и Шикотане приезжих из Северной и Южной Кореи. Они — сезонные строители, которых нанимают местные компании. Найм азиатских рабочих на «северных территориях»... Какая ирония.

Строительство аэропорта, который сможет принимать большие самолеты

Паром на Итуруп


Путь от Кунашира до Итурупа на корабле занимает восемь часов. Здесь также начали реализовывать крупные проекты. Особое внимание привлекает аэропорт, строительство которого завершилось прошлой осенью. Его строили семь лет. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 2400 метров. Аэропорт может принять Boenig-777 с 380 пассажирами на борту.

Аэропорт уже введен в эксплуатацию. Появились регулярные рейсы на Сахалин. Благодаря аэропорту на остров теперь можно приехать даже зимой. Практически все рейсы забиты под завязку. Когда я спросил у сотрудника, планирует ли аэропорт стать международным, он ответил мне, что такие планы есть. Отсюда пойдут регулярные рейсы, в том числе в Японию.

Россия укрепляет контроль не только над небом, но и над морем. В порту на Итурупе недавно появилось семь крупных причалов, которые строили десять лет. Когда я там побывал, строительство находилось на завершающем этапе. Строители убирали заброшенные в период холодной войны корабли и проводили дренажные работы. Благодаря появлению больших причалов порт может принимать крупные круизные лайнеры. Это приведет на остров туристов.

На Итурупе уже есть три гостиницы. По словам местных жителей, на остров заезжают пешие туристы. Один из россиян сказал, что здесь бывают американцы, корейцы и бразильцы, которые посещают горячие источники.

Увеличение количества иностранных туристов станет большим препятствием для территориальных переговоров. Фактический контроль России над островами по сути станет реальностью в международных масштабах.

В настоящее время МИД Японии разрешает японцам посещать «северные территории» только по программе безвизового обмена. Пока территориальная проблема не будет решена, Япония не сможет изменить эти правила.

«Северные территории» являются для всего мира своего рода terra incognita. После захвата островов и до недавнего времени Россия не занималась их развитием. В результате большинство земель сохранилось в первозданном виде.

Море, которое богаче, чем Берингово

Поэтому велика вероятность, что на островах много природных ресурсов. Предполагается, что если острова будут возвращены, то это принесет большую пользу рыбной промышленности. По словам некоторых специалистов, эта отрасль сможет получать ежегодную прибыль в размере десятков миллиардов йен. Профессор Университета Хоккайдо Харуо Косиро (Haruo Koshiro), приехавший на остров в составе группы безвизового обмена, говорит следующее: «Из Амура в Охотское море попадает много железа. Благодаря этому в Охотском море большое количество планктона. Это очень плодородное море. В Охотском море ежегодно добывают 55 миллионов тонн рыбы. Помимо мелководной, там водится большое количество глубоководной рыбы. По этому показателю Охотское море опережает Берингово в 1,6 раза».

В этих водах есть макрель и сардина, также киты и дельфины, которые питаются ими. Кроме того, там водятся морские выдры и косатки. По словам профессора, природоохранные меры России лучше японских, поэтому регион хорошо сохранился

Реальность состоит в том, что Япония работает в этих водах и платит России за это деньги. Например, это касается добычи минтая, морских гребешков, лососевых, морских водорослей: ежегодно Япония выплачивает России несколько сотен миллионов йен. При этом возникают различные неприятности: часто арестовывают японские суда, которые нарушают правила.

Решение проблемы «северных территорий» улучшит пищевую ситуацию в Японии, а также обеспечит стабильность рыбной промышленности. Однако ценность «северных территорий» заключается не только в морских ресурсах. В случае их возврата они могут стать популярным туристическим местом. Например, на Итурупе и Кунашире большое количество горячих источников. Там могут появится курортные гостиницы. До войны Шикотан называли «садом Востока». Там были национальные парки.

Вот пример: в 1972 году США вернули Японии Окинаву. В 2012 году префектура принесла прибыль в размере 126,4 миллиарда йен. Были созданы рабочие места для 81 тысячи человек.

Если рассмотреть площадь «северных территорий», то площадь Итурупа больше Окинавы в 2,6 раза, Кунашира — в 1,2 раза. «Южные Курилы, которые сохранились в первозданном виде, могут стать мировым наследием. Велика вероятность, что совместные российско-японские исследования помогут урегулировать конфликт между странами», — говорит г-н Аракава, представляющий Общество по урегулированию проблемы «северных территорий», а также являющийся членом бюро ЮНЕСКО в Японии.

Тем не менее Россия уже начала развивать на островах свой собственный туристический бизнес. Несколько лет назад на Итурупе заработали изысканные горячие источники. Стеклянные ванны наполнены водой. Также есть источники, откуда открывается прекрасный вид на остров и море. Они быстро завоевали любовь местных жителей.

Кроме того, компания «Гидрострой» строит на острове VIP-курорт. В планах компании построить двухэтажный санаторий с видом на залив, а также сауну с бассейном. Более того, тут будут созданы причальные системы для катеров и яхт — все для того, чтобы VIP-персоны могли прибывать на курорт прямо из Сахалина.

Представитель «Гидростроя» рассказал следующее: «Появился также аэропорт. Можно прилететь на частном самолете или прийти на катере. На острове можно поохотиться на медведей или половить большую рыбу. Этот курорт станет прекрасным местом для видных политиков и финансистов, здесь они смогут насладиться природой».

В последние годы Россия призывает Японию принять участие в совместных проектах развития Дальнего Востока, включая «северные территории». При этом она предупреждает, что если Япония откажется от участия, вместо нее Москва привлечет Южную Корею и Китай. Японское правительство занимает прямо противоположную позицию: сначала нужно решить территориальную проблему, а затем приступить к экономическому сотрудничеству.

Продолжат ли Россия и Японии и дальше идти параллельными курсами? Уже не стало более половины коренных жителей островов, а ведь их было более 17 тысяч человек. Средний возраст оставшихся коренных жителей перевалил за 80 лет. У них осталось очень мало времени.