Рауль Кастро в понедельник медленно поднялся под аплодисменты на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, осторожно разложил свои бумаги, откашлялся несколько раз и начал говорить хрипловатым голосом.
Это было первое выступление Рауля Кастро в ООН с тех пор, как в 2006 году он сменил своего брата Фиделя Кастро на посту президента Кубы и началась нормализация отношений с США.
Однако резкий тон речи Рауль Кастро явно не соответствовал потеплению отношений с северным соседом.
«После 56 лет героического и самоотверженного противостояния кубинского народа, были наконец установлены дипломатические отношения между Кубой и Соединенными Штатами Америки. Теперь начинается длительный и сложный процесс в направлении нормализации отношений, добиться которой удастся только после прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы», — заявил Кастро.
Ничего удивительного не было в том, что кубинский президент снова стал перечислять список требований к Вашингтону, которые должны быть выполнены для полной нормализации отношений с США. Мы уже неоднократно слышали призывы Гаваны прекратить экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы. Ничего нового не было и в том, что Рауль Кастро потребовал возвращения его стране незаконно оккупированной территории базы Гуантанамо, а также прекращения трансляций на Кубу передач антикоммунистической направленности. Никого не удивило и требование Гаваны выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный экономике и людям.
Удивительно было то, что Рауль Кастро не сделал ни одного недружелюбного выпада в адрес Барака Обамы. Американского президента не было в зале, когда выступал кубинский лидер, но всем хорошо известно, что во вторник у них состоится двустороння встреча, на которой, как ожидается, лидеры двух стран намерены консолидировать процесс нормализации отношений.
Следует напомнить, что на Саммите Америк в Панаме Рауль Кастро также произнес жесткую речь в адрес США, перечислив длинный список исторических обид. Но Обама не был упомянут тогда ни разу.
Твердость тона Кастро также удивила многих тем, что несколько часов назад с этой же самой трибуны выступал Барак Обама, который сделал весьма благожелательный жест в сторону Кубы, выразив уверенность, что Конгресс США в конечном итоге снимет эмбарго в Кубы.
Он добавил, что изменения не придут на Кубу немедленно, но рано или поздно все же они произойдут. «Куба не изменится за одну ночь, но я уверен, что открытость принесет кубинцам лучшую жизнь, которой они заслуживают. Куба достигнет успеха, если будет сотрудничать с другими странами», — сказал Обама.
В тоже время в своей речи на сессии Генассамблеи ООН, американский президент пообещал, что его правительство будет как и прежде «защищать права человека на Кубе» и подверг резкой критике авторитарные режимы, которые традиционно являются союзниками Гаваны.
Со своей стороны Рауль Кастро с высокой трибуны ООН заявил, что Венесуэла всегда может рассчитывать «на солидарность и поддержку Кубы в борьбе венесуэльского народа против попыток дестабилизировать и свергнуть конституционный строй в стране и уничтожить ту работу, которую начал товарищ Уго Чавес и продолжил президент Николас Мадуро».
Кубинский лидер также пообещал оказывать твердую поддержку президенту Эквадора Рафаэлю Корреа и выразил солидарность с аргентинским народом, который отстаивает свои права за суверенитет над Мальвинскими (Фолклендскими) островами. Не осталась без внимания кубинского лидера и президент Бразилии Дилма Руссеф. Кастро заявил, что Куба поддерживает лидера Бразилии в ее работе по «защите социально значимых достижений и стабильности в стране».