11 октября этого года в Белоруссии должны состояться президентские выборы, однако настоящей предвыборной борьбы не происходит, а надеяться на политические перемены вряд ли стоит: Александр Лукашенко не собирается выпускать власть из своих рук. В предвыборный период, вероятно, опять будут совершены попытки с максимальной выгодой для себя лавировать между Россией и Западом, только вопрос, получится ли у Лукашенко еще раз это сделать.
Минск является ближайшим союзником Москвы — обе страны партнеры по Евразийскому экономическому союзу, поэтому политический вектор Белоруссии явно ориентирован в направлении России. Однако, на самом деле все не настолько просто, потому что Белоруссия является неотъемлемой частью изменившейся геополитической ситуации в регионе.
Поддерживая Москву, Лукашенко остается осторожным и ведет двойную игру. Белоруссия — единственная страна, у которой была возможность получить выгоду от войны санкций между Западом и Россией: она мгновенно начала адаптироваться к западным товарам, включенным Россией в список санкций, которые в Россию ввозились уже как «белорусские», Однако серьезно нажиться на таком предпринимательстве помешало обесценивание российского рубля и экономический спад в России.
Никому не секрет, что экономика Белоруссии напрямую зависит от России, особенно в связи с вступлением Белоруссии в Евразийский экономический союз. С углублением российского экономического кризиса (в связи с падением цен на энергоресурсы и введением Западом санкций), Москва в экономическую яму тянет и Минск. Слабеющая экономика является сигналом опасности для Лукашенко. Белоруссия еще раньше, в попытке диверсифицировать свою экономику, пыталась наладить связи с Венесуэлой и Китаем, однако это не спасло белорусскую экономику. Поэтому взор Минска направлен в сторону Запада.
Флирт с Западом может казаться Лукашенко перспективным и по другим причинам. Белоруссия избегает поддерживать агрессивные действия России в отношении своих соседей (аннексия Крыма, поддержка псевдосепаратистов на востоке Украины). Судя по всему, в этом Минск видит потенциальную угрозу для себя, поэтому А. Лукашенко и здесь ведет двойную игру: он утверждает, что Белоруссия является верным союзником России, но в отношении Украины придерживается противоположной Кремлю позиции. Белоруссия понимает, что с усилением агрессивности Москвы, нежелательного внимания могут дождаться не только государства, не согласные с позицией России, но и недостаточно лояльные союзники. Эти опасения даже заставили А. Лукашенко ввести в официальную политику усиленный национальный (белорусский) дискурс.
Официальный Минск пытается воспользоваться возникшей ситуацией в своих целях. В контексте российской агрессии против Украины и на фоне российского правящего режима, последним диктатором Европы называемый Лукашенко и его авторитарный режим выглядят не так уж пугающе. С другой стороны, Белоруссия не покушается на территории соседей, а ее официальная пропаганда предназначена для внутреннего пользования и не является частью глобальной информационной конфронтации.
Недавно Лукашенко достиг и дипломатических успехов: в Минске прошли несколько раундов совещаний по ситуации в украинском Донбассе. Таким образом была нарушена политическая изоляция Минска. Для решения насущных проблем геополитики в столицу Белоруссии прибыли одни из самых влиятельных политиков Европы — канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд.
Сегодня Лукашенко старается воспользоваться смягчением взглядов Европы на свой режим. Демонстрируя «добрую волю», в конце августа он объявил помилование шестерым политическим заключенным, которые очутились за решеткой вследствие репрессий после президентских выборов 2010 года. На свободу были выпущены Николай Дедок, Игорь Олиневич, Евгений Васкевич, Артем Прокопенко, Юрий Рубцов и бывший кандидат в президенты Белоруссии Николай Статкевич. Очевидно, что такой шаг Лукашенко сделал не из соображений гуманизма, а преследуя экономические и политические цели. Во-первых, с приближением выборов, президент Белоруссии рассчитывает на более снисходительный взгляд Запада. Основная задача Лукашенко — признание европейским сообществом выборов и их результатов. Кроме того, освобождение политических заключенных было среди основных требований, предъявленных Белоруссии Международным Валютным Фондом, у которого она надеется взять в займы денег.
Таким образом, нет сомнений, что освобождение политических заключенных является просто еще одной частью игры Лукашенко, которая напоминает историю 2008 года. Тогда в августе месяце (после войны между Россией и Грузией) в Белоруссии тоже были выпущены на свободу политические заключенные. В то время «благородный» жест Белоруссии был положительно оценен Европой. Предполагалось, что Минск увидел истинное лицо России и решил начать либерализацию, но позже были сфальсифицированы парламентские выборы в Белоруссии, разогнана оппозиция, начались новые репрессии.
Считается, что в этом году все может повториться. Как и любая авторитарная система, белорусский режим несовместим с процессом либерализации. Либерализация означала бы крах режима. Она могла бы начаться лишь в том случае, если сам Лукашенко согласился бы передать часть своего управления или полностью уйти из политики. Тем не менее, такой сценарий не кажется реальным. Лукашенко до конца будет пытаться удержать власть в своих руках, поэтому можно прогнозировать, что результаты выборов снова будут сфальсифицированы, а затем может ожидаться новая волна репрессий против сил оппозиции.
Также нет гарантии, что правительство поменяется, даже в том случае, если в Белоруссии действительно будут проведены совершенно свободные выборы, а их результаты не будут сфальсифицированы. За два десятилетия своего правления Лукашенко удалось создать миф о себе, как о незаменимом руководителе страны: он представляется в качестве единственного гаранта стабильности и процветания Белоруссии. Этот миф, возможно, примитивный, но в основном удовлетворяет большинство белорусских жителей.
Одной из основных проблем по-прежнему является тот факт, что белорусская оппозиция слаба и раздроблена. В этом можно винить как режим Лукашенко, который жестко и последовательно боролся с оппозиционными настроениями, так и сами оппозиционные силы, которые на протяжении многих лет не смогли четко сформулировать альтернативный путь для Белоруссии.
Не видя реальной политической перспективы, оппозиция призывает к бойкоту предстоящих выборов. Такой позиции, например, придерживается известный белорусский поэт и политический деятель Владимир Некляев. Он предлагает не принимать участия в спектакле, исполняемом правительством Лукашенко.
Все это позволяет Лукашенко играть в свои традиционные игры, повторять уже отрепетированный спектакль. С другой стороны, как уже упоминалось, геополитическая ситуация в регионе изменилась, а это означает, что эти игры могут иметь другой результат, чем раньше. Европа, которая все еще помнит, как была обманута семь лет назад, не слишком торопится предоставить больший кредит доверия Белоруссии даже после освобождения политических заключенных, а Россия может теперь слишком эмоционально и резко (неадекватно) отреагировать на любую демонстрацию флирта Минска с Западом.