В последнее время события, о котором я неоднократно писал ранее, стали развиваться в ускоренном темпе. В этот раз я хочу поговорить о последних зарубежных визитах руководства Партии справедливости и развития (ПСР), их целях и смыслах. Как вы помните, не так давно Эрдоган, выступив с критикой заявлений из Вашингтона, неожиданно посетил Москву. А совсем недавно он отказался от участия в заседаниях Генассамблеи ООН, где традиционно собираются главы государств, и отправил в Нью-Йорк Давутоглу. Все это имеет громадное значение. Эти шаги следует анализировать в контексте сирийской проблемы, будущего Эрдогана и ПСР, а также позиции Турции в НАТО. Но прежде вспомним ряд интересных фактов из истории турецкой политики.
Эрдоган попытался разыграть российскую карту
В истории Турции было немало примеров того, как лидеры, пришедшие к власти с подачи Америки, использовали российскую карту, как только понимали, что теряют власть. Например, Аднан Мендерес (Adnan Menderes), распахнувший объятия НАТО в период Демократической партии, прибегнул к российской карте в тот момент, когда не смог получить от США кредит на сумму 300 миллионов долларов. И он отправился бы в Москву, если бы не государственный переворот. Судьба Сулеймана Демиреля (Süleyman Demirel) также была сопряжена с переворотами. Благодаря кредитам России Демирель построил металлургический комбинат в Искендеруне, нефтеперерабатывающий завод в Алиага, алюминиевый завод в Сейидшехире. Долгое время, пока дело не дошло до вопроса о тюркоязычных республиках и трубопроводах, союзником Америки был Тургут Озал (Turgut Özal). В прошлом такие поиски альтернатив позиционировались как угроза в адрес США. То есть, если ты меня не поддержишь, я разыграю российскую карту, и все будет иначе. При этом кто бы ни использовал этот метод, он неизбежно терял власть.
На мой взгляд, сегодня Эрдоган попытался разыграть ту же карту. Но что же его заставило это сделать? Во-первых, приближающиеся выборы и результаты опросов, которые мы не знаем, но которые известны ему. Видимо, опросы показали, что выборы 1 ноября, с помощью которых Эрдоган стремится гарантировать свое политическое будущее, его не спасут. Кроме того, становится понятно, что Вашингтон принял во внимание заявления, которые в последнее время звучат из уст Эрдогана и идут вразрез с политикой США. И он знает, что после вторых досрочных выборов ему не удастся провести третьи, ведь перед глазами у него — пример Египта. Мурси (Mursi), которого поддерживал и Запад, и Эрдоган, вышел за рамки очерченной ему роли. Он стал жертвой переворота, был низложен и отправлен за решетку главнокомандующим ас-Сиси (Sisi), которого сам и назначил.
Странное заявление из России
Теперь попытаемся доказать наш тезис. Несмотря на то, что «лидер века» хотел появиться в Нью-Йорке, он даже не смог отправиться в Америку на Генассамблею ООН. Судя по всему, Эрдоган больше не в силах скрывать, что их дорожки с американской администрацией расходятся, пусть в официальных заявлениях и утверждается обратное. Немаловажный фактор здесь — упрямство Анкары в сирийском вопросе. Позиция Анкары резко контрастирует с заявлениями НАТО и лично генсека организации. Германия, Австралия, Франция и другие союзники отдаляются от Анкары в сирийском вопросе. Всем понятно (но только не Анкаре), что и в ближайшие годы Асад останется у власти в Сирии.
Но смог ли «лидер века» найти то, что искал в Москве, и достичь своей цели? Я так не думаю. Странное заявление последовало и из Москвы: «Обе стороны проявляют беспокойство, но есть расхождения во взглядах». Как должен действовать лидер, идеи которого никого не волнуют, в период, когда Россия заставляет Запад изменить всю политику в сирийском вопросе? По его собственным словам, «Путин обещал, что не закроет глаза на негативный ход событий для Турции в Сирии». При этом едва ступив на турецкую землю, Эрдоган вдруг изменил свой курс и согласился с присутствием Асада в Сирии.
Контакты Давутоглу в Нью-Йорке — это отдельная катастрофа. Он провел переговоры с канцлером ФРГ Меркель. Тема — беженцы. То есть расчет таков: держи беженцев у себя, не отправляй их к нам, мы дадим тебе денег. Едва ли можно ожидать какие-либо другие важные для Турции контакты на полях Генассамблеи. На официальном приеме Давутоглу поздоровается с Обамой. Возможно, встретится с лидерами Палестины, Сенегала. Министр иностранных дел — та же история. Турция потеряла репутацию на международной арене. Никто не обращает на нас внимания.
Тем временем ФРС США никак не удается повысить ставки и найти оправдание росту курса доллара. В период, когда турецкая экономика свалилась в пике, расходы на президентский дворец не сокращаются. Если так будет продолжаться дальше, то, полагаю, эпоха Эрдогана не продлится и первые три месяца 2016 года.