Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Взгляд в кривое зеркало

© AP Photo / Muhammed MuheisenБеженец из Афганистна с 10-тимесячным племянником на руках после пересечения венгерско-австрийской границы
Беженец из Афганистна с 10-тимесячным племянником на руках после пересечения венгерско-австрийской границы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
88% россиян узнают новости из телевизора. Таковы данные опроса фонда «Общественное мнение». Телевизор в России уже давно стал не средством массовой информации, а средством массового поражения: с помощью него демонизируются целые государства — США, Украина, Литва, Эстония, Латвия. С помощью него же сейчас демонизируют ситуацию с ближневосточными беженцами в Европе.

«Хорватской толерантности хватило всего на два дня»

Чтобы понять, что думает о беженцах среднестатистический россиянин, нужно просто посмотреть вечерние новости. Вот, например, обычный выпуск на федеральном телеканале «Россия 1» (охват аудитории — 50 млн человек):

Анонс первой темы: «Закрытый Евросоюз: Хорватия блокирует дороги».

«Армия Хорватии приведена в повышенную боевую готовность, — рассказывает ведущий. — Все пограничные переходы с Сербией перекрыты. Открытого пути в Германию для беженцев нет: Венгрия задерживает их на границе, а Словения — возвращает назад. На переполненных железнодорожных вокзалах вот-вот вспыхнут беспорядки».

Корреспондент со станции «Товарник» рассказывает, что Европу беженцы представляли себе иначе — как место, где им будут рады, а здесь женщин и детей заставляют спать на железнодорожных путях. Больше 2000 человек, по словам журналиста, ждут поезд, а когда он прибывает — места хватает не всем. Но самое страшное — полиция здесь, при посадке в поезд, может разлучить родителей и детей: все делается на ее, полиции, усмотрение.

Беженец по имени Зафер Салих на сирийском рассказывает о том, как он спит на железнодорожных путях вторую ночь. После — слово вновь берет корреспондент телеканала и рассказывает, что последняя надежда беженцев — это волонтеры, но и они уже устали.

Девушка в оранжевой робе говорит на камеру: «Это нужно остановить. Все-таки 21 век на дворе. Европа должна была чему-то научиться. Хорватия повела себя просто здорово».

Потом корреспондент рассказывает, что Хорватия обещает везти беженцев на границу — в сторону Австрии и Германии, но на деле — отвозит их в лагеря под Загребом.

«Хорватской толерантности хватило всего на два дня», — заявляет корреспондент «России 1». И показывает детей за колючей проволокой, которые не могут пройти вперед — в Западную Европу, а позади у них — война.

Следующий же сюжет — о том, как заботится о сирийцах, лишенных в результате войны крова, Россия. Разумеется, не на своей территории.

Российские специалисты, рассказывает телеведущая, построили палаточный лагерь в сирийском городе Хаме. Людей, чьи дома разрушили террористы «Исламского государства», здесь встречают русской кашей. В это время на экране — кушающий темноволосый мальчик: противопоставление тем самым детям, которых держат за забором в Европе.

Городок, о котором идет речь, находится всего в 40 километрах от линии фронта, но журналист с места событий говорит, что это — большое расстояние. Лагерь сможет принять 500 человек, а в случае необходимости — и 1000.

Показывают столы, на которых даже стоят розы: Европе такое и не снилось — там людей между шпалами спать заставляют. Женщина по имени Анан рассказывает, что уже научилась пользоваться русской полевой кухней, а запасов еды, которые доставили сюда русские — хватит минимум на месяц.

Во всей этой истории нарочито затирается факт о том, что Европа не пожалела принять людей, спасающихся от войны, на своей территории. Получить статус беженца в РФ у большинства сирийских граждан, спасающихся от войны, попросту нет возможности в силу закона. Статья 5 Федерального закона «О беженцах» гласит: «Беженцем не может быть признано лицо, которое прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем». Прямого сообщения между Россией и Сирией нет. Следовательно, любого сирийца развернут получать убежище в Турции или другом сопредельном с его страной государстве.

Причины, по которым беженцы массово бегут в Европу, а не к «братьям по вере», взялся объяснить зрителям «Первый канал». Сначала ведущая «Новостей» Ирада Зейналова во вводном слове рассказала, что массовое бегство на Запад сегодня — вызывает удивление, поскольку война в Сирии идет не первый год и за последнее время «ничего существенно не изменилось».


В дело пошли «эксперты»


Затем в дело пошли «эксперты»:

«Трансатлантическому торговому соглашению, которые Соединенные Штаты последовательно продавливают, Европа сопротивляется, — говорит Ирина Алкснис, вице-президент Центра социальных и политических исследований „Аспект“. — Потому что это значит стать сателлитом и вассалом США экономическим: спасти американскую экономику за счет европейской. Но я не удивлюсь, если в результате дестабилизации Европы через мигрантов Штаты добьются своего. Можно только догадываться и предполагать, какие количества европейских капиталов уже начали перебираться в США».

Далее голос за кадром говорит, что под видом беженцев в Европу проникают тысячи террористов. «Можно подумать, что ужас, который происходит сегодня, творится какой-то неведомой рукой. На самом деле, никакой руки нет. Хаос, царящий на сцене, был создан по сценарию, авторство которого всем хорошо известно (намек на США — прим автора). Представления о добре и зле у этого режиссера размыты».

Однако на деле размыты границы добра и зла у тех, кто придумывает контент для официальных СМИ, а также — у их спикеров. Так журналист «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда, прославившаяся сожалениями о том, что нацисты не наделали абажуров из предков российских либералов, опубликовала статью «Хроника гибели Германии». Статья — дневник россиянки, которая живет в Мюнхене.

На страницах самого популярного российского СМИ (недельный тираж — 7 млн экземпляров) оказалось вот такое, например, суждение:

«Жители Мюнхена собираются провести демонстрацию в поддержку миграционной политики правительства. Идиоты. „Германия должна быть цветной!“, — скандируют демонстранты и требуют принимать больше исламских беженцев. Требуют больше сажать себе на шею. Ну, и надо было с Германией воевать? Она сама себя спустя 70 лет убивает».

Хочется напомнить, что Германию 70 лет назад сгубила радикальная нетолерантность.

Далее «Комсомолка» рассказывает, что богатая Германия — это миф: «за чертой бедности живут 12,5 млн человек», «люди стоят в очередях за просроченными продуктами», «для многих собирать бутылки — это единственный способ выжить». В то же время для беженцев страна, к возмущению авторов «КП», ничего не жалеет: ни пособия в 2800 евро, ни жилья с мебелью и бытовой техникой, ни оплаты врачей. Гвоздем в создании образа погибающей от мигрантов Германии стал пассаж про пенсионеров, которых насильно выселяют из домов:

«В Германии сложилась тяжелая обстановка с квартирами. Мы принимаем беженцев, но не можем предоставить им жилье. И в то же время многие старики живут в слишком просторных квартирах, владеют излишками квадратных метров. Поэтому мы вынуждены принять новую программу по принудительному переселению стариков в комнаты или маленькие квартиры по социальной норме 16-20 квадратных метров на человека. Ситуация очень сложная, мы призываем немецкий народ понять и помогать», — приводит «КП» цитату из обращения якобы немецких властей.

На деле — это обращение руководства профсоюза «IG-Bau», который, к властям Германии никакого отношения не имеет.

Европа в представлении самых влиятельных российских медиа представляется холодной и к мигрантам (которым из-за заканчивающейся толерантности запрещают въезд), и к собственным гражданам (которых заставляют жить в нищете и даже выселяют из собственных домов, чтобы уже въехавшим беженцам было комфортнее).

Казус такого освещения проблемы беженцев в том, что россиянам, по-сути, показывают их же собственную страну. Только называют ее другими именами. Ведь это в России к мигрантам уже давно нет толерантности: Манежная площадь в 2011 году показала, как сильны в России националистические настроения. И, одновременно, именно Россия щедра к вынужденным переселенцам настолько, насколько не щедра к своим гражданам: украинские беженцы получают пособие в размере 800 рублей в день, а работающий человек в среднем зарабатывает 421 рубль (среднемесячная номинальная начисленная зарплата, согласно данным Росстата, в 2015 году составила 12 642 рубля).

Российские топ-медиа представляют в черном цвете и Европу, и самих беженцев. Зрителя подводят к зеркалу и убеждают, что там — не его отражение. А он, зритель, этому верит и имеет на то свои основания.

Первое основание — незнание. Большинство россиян вживую ни украинских, ни каких-либо еще беженцев никогда не видели. Только по телевизору. А там разница между украинскими и сирийскими беженцами показана как колоссальная: первые — скромные, законопослушные, готовые работать. Вторые — необразованные нахлебники, криминальный элемент и даже террористы.

Второе основание — высокий уровень неприязни к мусульманам: согласно опросу Фонда «Общественное мнение», 23% россиян негативно относятся к исламу (53% нейтрально, 19% положительно). Эта неприязнь проистекает в основном от криминальных сводок, в которых часто фигурируют представители регионов Кавказа. По ним равняют и остальных мусульман.

Третье основание — идеологическое. «Люди верят в то, во что хотят верить». Закат Запада, воспеваемый телевизором, уже давно стал российской национальной идеей. И поэтому все, что его приближает, усваивается на ура.