Важнейшим мировым событием этой недели стала сессия Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в день открытия которой выступили с речами лидеры сверхдержав. Дополнительный интерес вызывало то, что в кулуарах сессии была организована первая после аннексии Крыма двусторонняя встреча президента России Владимира Путина и президента США Барака Обамы.
Накануне прибытия Путина в Нью-Йорк в мировых СМИ появились различные спекуляции, и на страницах Neatkarīgā была выражена надежда, что этот визит может послужить поворотным пунктом в уменьшении напряженности между Россией и Западом. К сожалению, с этой точки зрения выступление Путина в ООН принесло разочарование. Ничто в речи Путина не свидетельствовало о том, что Россия заинтересована в снижении напряженности в отношениях с Западом. Принятое в среду верхней палатой российского парламента — Советом Федерации — решение разрешить использовать вооруженные силы за пределами России только подтверждает, что ставки повышены.
При оценке речей Путина или Обамы на передний план нужно выдвигать интересы Латвии. На второй план для нас отдаляются проблемы Сирии и даже Украины, потому что речь о безопасности нашего государства. Хочется нам этого или нет — по соседству с нами Россия, которая одновременно является и нашим крупнейшим партнером по экономическому сотрудничеству, и единственной державой, которая теоретически может угрожать безопасности нашего государства и даже его существованию. Соседние Литва, Эстония, Белоруссия, не говоря о более далеких Польше и Швеции, ни малейшим образом не угрожают безопасности Латвии. Это значит, что только от политики России и от ее отношений с США зависит наша безопасность.
В этой связи было бы безответственно рассматривать речи руководителей сверхдержав, как представление или соревнование — кто выскажется острее. Нужно оценивать, усилится или ослабнет безопасность Латвии после этих речей. Признаки того, что наша безопасность укрепится, найти сложно. Выступление Путина было выдержано в довольно агрессивной тональности. На трибуне ООН повторена та же установка, которая каждый день озвучивается всеми федеральными телеканалами России. А именно: во всех бедах виноват Запад, а Россия все делает правильно. Если бы все слушались Путина, то наступил бы вечный мир, потому что тираны правили бы вечно, и международное сообщество общими усилиями подавляло бы любые признаки недовольства народов.
Можно надеяться, что риторика Путина с трибуны ООН в основном предназначалась для публики российского ТВ, а на переговорах с глазу на глаз с Обамой он был больше настроен на сотрудничество. Однако надежды на это малы, потому что Путин полностью игнорирует (так как просто не понимает) ни значение каких-либо ценностей, ни то, что возможен выбор народов. В мире Путина народы и правительства — словно шахматные фигуры, которые должны передвигать сверхдержавы. Любое проявление воли народов, в восприятии Путина, продиктовано сверхдержавами. Путин, как и большинство некритичных зрителей программ Соловьева, убежден, что беспорядки на Украине, в Сирии и других местах организовали США, и США всегда ответственны за то, если в мире свергается какой-то тиран.
Путин в своей речи напомнил, что идея о создании ООН была высказана в 1945 году в Ялте, и он, очевидно, хочет вернуться к ялтинско-потстдамскому мировому порядку, в котором царил зафиксированный раздел сфер влияния сверхдержав. К сожалению или, скорее, к счастью, такое мировоззрение больше не приемлемо для демократического мира. Проблема в том, что Путин уверен, что все в мире думают так же, как он, а разговорами о ценностях, демократии и правах человека только дурачат. По логике Путина, только жесткими, решительными действиями можно заставить Запад прекратить все эти «пустые» разговоры и сесть за стол переговоров, чтобы «разумно» разделить мировой пирог.
Так как Обама садиться за такой стол не желает, Путин создает напряженность везде, где может, и продолжает таким образом вынуждать Запад к переделу мир. Обама в своем выступлении на такие попытки Путина отреагировал ясно: «Я возглавляю самые сильные вооруженные силы, которые когда-либо существовали в мире. И я не замедлю, если это будет необходимо, в одностороннем порядке и при помощи силы защитить свое государство и наших союзников». Путин на это ответил запросом парламенту на разрешение использовать свои вооруженные силы за пределами России. Это означает, что напряженность растет, и угроза безопасности Латвии усиливается.