Неопознанные подводные объекты «вне всякого разумного сомнения» нарушали в прошлом году границы шведских территориальных вод.
Командование шведских вооруженных сил в среду 23 сентября опубликовало окончательный анализ охоты на «чужие» подлодки, которую ВМС Швеции вели в октябре 2014 года.
Публикация эта, впрочем, закрытая.
«Вне всякого разумного сомнения» — юридический термин, калька с английского выражения beyond all reasonable doubt, которое впервые прозвучало в одном американском суде в 1980 году, а потом вошло в шведскую юридическую терминологию.
В рапорте ВС Швеции, переданном правительству страны, утверждается, что, практически, нет сомнений в том, что в Стокгольмский архипелаг в октябре прошлого года проникла подлодка-нарушитель. Её национальной принадлежности установить не удалось. Выводы рапорта доложены Внешнеполитической комиссии Швеции и Постоянному комитету Риксдага по вопросам.
— Мы пришли к выводу, что, вне всякого разумного сомнения, имело место нарушение границ шведских территориальных вод, — сказал в интервью Эльсе Перссон, репортеру P4 Stockholm, четвертого канала Шведского радио, пресс-секретарь командования ВС Швеции Йеспер Тенрут.
С первого прочтения сообщение для прессы кажется зашифрованным. «Эта оценка базируется на гораздо более обширных материалах, чем те, что были доступны сразу по окончанию разведывательной операции». Здесь понятно, что под разведоперацией понимается охота на неопознанный подводный объект практически у стокгольмских берегов в октябре прошлого года.
— «С помощью геологической экспертизы тщательно проанализированы следы на дне. Вооруженные силы ознакомились с донесениями Полиции безопасности и провели глубинные интервью с лицами, сделавшие важные наблюдения. Из 300, приблизительно, рапортов, 150 были изучены более тщательно, 21 рапорт признан особенно интересным», — пресс-секретарь практически дословно цитирует сообщение для прессы.
А еще в сообщении указывается, что одно из наблюдений, сделанных прошлой осенью, наблюдение, которое считалось наиболее достоверным свидетельством нарушения шведской морской границы, больше таковым не считается.
— Тогда мы считали так, потом, когда делаешь глубокий анализ, такой крупный анализ, как сделали мы, тогда какие-то наблюдения классифицируются в качестве более достоверных, а какие-то — менее достоверными, — объяснил Йеспер Тенрут.
Что это было за суперважное наблюдение, полностью впоследствии аннулированное, пресс-секретарь объяснить отказался, объясняя это тем, что Вооруженные силы не хотят «разоблачать, что мы можем, а что не можем».
Репортер задала вопрос о национальной принадлежности объекта-нарушителя.
— Определить национальную принадлежность мы, как уже сказано, не смогли. Мы считаем, что дальше идти по этому следу нет смысла, — сказал пресс-секретарь командования ВС Швеции Йеспер Тенрут в интервью Р4 Stockholm. На нашу просьбу о комментариях к углубленному анализу вторжения ответа из Вооруженных сил не пришло.
С другой стороны, термин «вне всякого разумного сомнения», какую-то часть сомнения, пускай неразумного, всё-таки оставляет. И, если наши слушатели, посетители и пользователи, обратили внимание, то ни в самом сообщении для прессы ВС Швеции, ни в интервью пресс-секретаря слово «подлодка» ни разу не прозвучало.
Но что-то глубоко чужеродное вторглось всё-таки в октябре прошлого года в территориальные воды Швеции и даже лежало на шведском дне Балтики.