Дипломатическая борьба Запада с Россией в пятницу вернется на украинский театр действий, и европейские лидеры будут рассматривать варианты компромиссов с Владимиром Путиным в затихающем конфликте на востоке Украины, в то время как Москва наращивает авиационные удары в Сирии.
Париж проведет обещающий стать переломным саммит между лидерами России, Германии, Франции и Украины в рамках так называемой «нормандской четверки». Его цель — найти политическое решение и спасти часто нарушаемое минское соглашение о прекращении огня.
Серьезная деэскалация насилия на востоке Украины по сравнению с сентябрем прошлого года породила надежду на достижение компромисса по спорным политическими вопросам в рамках минского процесса, включая планы проведения выборов на территориях, подконтрольных пользующимся российской поддержкой сепаратистам.
«Мы подошли к такому моменту, когда уже все хотят заключить сделку. Сейчас идет большой торг, — заявила Отилия Дханд (Otilia Dhand) из компании Teneo Intelligence. — В пятницу он будет не очень захватывающим и эффектным, но мы можем увидеть подвижки с серьезными практическими последствиями».
Однако эти дипломатические подвижки по Украине омрачаются неожиданно агрессивными военными действиями России в Сирии. Эти шаги застали Запад врасплох и вызвали определенные подозрения относительно конечных намерений Москвы.
Париж и Берлин настаивают, что события в Сирии никак не влияют на переговоры по Украине, а также на их решимость сохранить санкции против России до следующего года, когда предполагается реализовать минские соглашения.
Все стороны считают, что прогресс в Париже возможен, но нет сомнений в том, что напряженность из-за Сирии окажет сдерживающий эффект на переговоры.
«Почему мы должны платить Путину на Украине за то, что он помогает этому тирану Асаду в Сирии?» — спросил один европейский дипломат.
Сирия разрушила политические расчеты по Украине. Кризис с беженцами стал для Ангелы Меркель, пожалуй, самым серьезным внутренним вызовом, в связи с чем появляется соблазн не обращать внимания на украинские проблемы и обратиться к Путину за помощью по Сирии.
Между тем, французский президент Франсуа Олланд, которого давно уже считают сторонником ослабления антироссийских санкций, был потрясен тем, что Путин посредством военной силы бросился спасать Башара аль-Асада, сделав это спустя несколько дней после того, как Франция начала бомбить позиции джихадистов в Сирии.
Поскольку все внимание Вашингтона приковано к сирийским событиям, союзники Украины в Европе и США усилили давление на Киев, добиваясь от него проведения предусмотренной минскими соглашениями децентрализации.
Союзники Меркель отмахнулись от предложения вице-канцлера Зигмара Габриэля ослабить санкции против России в обмен на сделку с Москвой о сотрудничестве в Сирии, заявив, что канцлер не уступит «шантажу» Путина.
Однако воинственные сторонники санкций из Брюсселя опасаются, что миграционный кризис ослабит волю Берлина и его решимость продлить санкции на будущий год, а также проложит путь к компромиссам по минским договоренностям. «Сирия может оказаться решающим фактором», — сказал один посол, обеспокоенный тем, что последние события на руку Путину в украинском вопросе.
Украинский министр иностранных дел Павел Климкин предупредил, что Россия пытается принудить Запад к компромиссному решению и использует Сирию для того, чтобы «отвлечь внимание от продолжающейся российской агрессии на Украине». Он добавил, что не уверен — «все ли в Европе понимают последствия». «Надо оказывать более последовательное давление», — заявил министр.
На переговорах в пятницу будет обсуждаться вопрос о том, можно ли договориться о проведении местных выборов, которые удовлетворят лидеров сепаратистов, и в то же время, будут соответствовать украинскому законодательству и международным нормам.
Поскольку самопровозглашенные республики пообещали 18 октября и 1 ноября провести у себя выборы, ставки очень высоки. «Возникнет колоссальный риск, если повстанцы, сепаратисты или как их еще называют, проведут выборы в одностороннем порядке, — сказал один европейский дипломат. — Это поставит под удар минский процесс».
Другой дипломат отметил, что США увидят в таком нарушении основание для ужесточения санкций.
Один из компромиссов, который рассматривается в настоящее время, состоит в том, чтобы отложить выборы до следующего года, что даст Киеву время для проведения реформ по децентрализации, а также позволит договориться с лидерами сепаратистов о порядке голосования.
Глава администрации украинского президента Петра Порошенко Борис Ложкин назвал парижские переговоры последним шансом на спасение минских договоренностей. В случае незаконных выборов истерзанные войной регионы превратятся в серые зоны очередного замороженного конфликта, который спровоцировала и осуществила Россия, заявил Ложкин. Он сравнил такое развитие событий с «абхазским сценарием» в Грузии.
Если сепаратисты отложат выборы и согласятся провести голосование по украинским законам, парламент Украины «обязательно» наберет 300 голосов, необходимых для принятия решения о децентрализации государства, подчеркнул Ложкин.
Один европейский дипломат высказал предположение, что путинская привязка к Ближнему Востоку свидетельствует о его стремлении договориться об ослаблении санкций.
Некоторые аналитики опасаются, что Запад ухватится за эту возможность и заставит Порошенко согласиться на уступки, такие как демилитаризация и признание сепаратистских властей. Это будет иметь самые неприятные последствия, ослабив легитимность Порошенко и дав Путину прочную политическую победу.
«В пятницу мы проведем переговоры по Минску-3, и на компромиссы пойдут украинцы, а не русские, — сказал Штефан Майстер (Stefan Meister) из берлинского аналитического центра DGAP. — Так ли надо обращаться с Путиным? Если мы так поступим, у нас будет Минск-3, 4, 5 и 6. А Путин получит то, что ему нужно».
В подготовке статьи приняли участие Алекс Баркер (Alex Barker), Энн-Сильвейн Шассани (Anne-Sylvaine Chassany), Роман Олеарчик (Roman Olearchyk), Катрин Хилле (Kathrin Hille) и Стефан Уэгстил (Stefan Wagstyl).