Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сирия и Украина: два фронта российской войны за влияние

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ряд политиков в Брюсселе и Киеве, обвиняющих Москву в помощи сепаратистам на востоке Украины, считают, что затишье на Украине и начало ударов в Сирии связаны между собой. Глава МИД Украины Павел Климкин уверен, что прекращение огня на востоке не должно вводить в заблуждение: «Ситуация с прекращением огня сейчас лучше, потому что русские решили, что должно быть так».

БРЮССЕЛЬ/ВАШИНГТОН — Нанося авиаудары в Сирии Россия может добиваться уступок от Запада в конфликте на Украине, считают некоторые западные политики.

Хотя Дамаск находится в 3.000 километрах южнее Киева, для Владимира Путина Сирия и Украина могут быть двумя фронтами одной войны, цель которой — блокировать евроинтеграцию Украины, считают некоторые представители ЕС, США и НАТО.

Официально такая мысль вряд ли будет высказана, поскольку многое находится в сфере рассуждений и предположений. Но в частных беседах, ряд высокопоставленных чиновников сказали Рейтер, что российский лидер может использовать удары в Сирии как способ надавить на Запад, от которого хочет добиться признания аннексированного в 2014 году Крыма частью России и постепенной отмены болезненных экономических санкций.

Россия в среду начала авиаудары по сирийской территории, назвав это операцией против боевиков «Исламского государства» в ответ на просьбу о помощи от Асада, чьи силы противостоят не только экстремистам из ИГИЛ, но и сирийской оппозиции, имеющей союзников как на Западе, так и на Ближнем Востоке.

В четверг ливанское ТВ сообщило, что кроме позиций ИГИЛ, российские самолеты ударили по радикальным противникам Асада, включая сирийское крыло «аль-Каиды», на северо-западе страны.

Если рассуждать стратегически, авиаудары в Сирии защищают интересы Путина — они оказывают поддержку силам Асада и помогают обезопасить российскую базу в порту Тартус, выгодно дополняющую базу российского ВМФ в Крыму.

Западные чиновники видят в российской операции в Сирии и другие мотивы. Москва может объяснить свое первое за долгие годы участие в конфликте на Ближнем Востоке желанием помочь решить миграционный кризис, ударивший по Европе.

Большинство из собеседников Reuters высказали мысль, что Путин хочет стать «незаменимым посредником для Запада», как это назвал один из представителей ЕС.

«Это все та же игра, — сказал один из европейских чиновников, хорошо знакомый с ситуацией на Украине. — Вмешательство Путина в Сирии — способ добиться уступок, заставить Запад избегать темы Крыма, отменить санкции и согласиться на заморозку конфликта на востоке Украины».

Заморозить-разогреть?

Ряд политиков в Брюсселе и Киеве, обвиняющих Москву в помощи пророссийским повстанцам в кровопролитном конфликте на востоке Украины, считают, что затишье на Украине и начало ударов в Сирии связаны между собой.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин уверен, что прекращение огня на востоке не должно вводить в заблуждение: «Ситуация с прекращением огня сейчас лучше, потому что русские решили, что должно быть так».

После 16 месяцев боев и 8.000 смертей, конфликт находится в низшей точке с момента подписания мирных Минских соглашений в феврале этого года, а стороны отводят вооружения от линии фронта.

Москва отвергает обвинения в причастности к конфликту на востоке Украины.

Он все еще может вновь разгореться, но на данный момент, действия России свели к минимуму критику относительно ситуации на Украине. Выступая в ООН Путин почти не касался этой темы, сосредоточившись на ударах по «Исламскому государству».

Играя на противоречиях

Хотя западные политики приветствуют снижение уровня насилия, они не торопятся принимать происходящее на Украине за чистую монету. Их беспокоит, что страны ЕС, которые традиционно близки Москве, теперь захотят обсудить отмену экономических санкций, срок действия которых истекает в начале 2016 года.

Так, канцлер Германии Ангела Меркель сказала в четверг вечером, что гражданскую войну в Сирии можно завершить только с помощью России, а ее заместитель Зигмар Габриэль считает, что ради сотрудничества с РФ в Сирии можно ослабить санкционный режим.

Тем не менее, глава администрации Ангелы Меркель Петер Альтмайер и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер исключили возможность сделки в формате «услуга за услугу».

«Мы не хотели бы смешивать эти вещи», — сказал Штайнмайер.

Бывшие советские республики также относятся к сложившейся ситуации настороженно.

«Поверить стране, которая сама... агрессивно действует на территории другого государства, крайне тяжело поверить, что такая страна может принести кому-то мир, или что это её искренние намерения», — сказала президент Литвы Даля Грибаускайте в Нью-Йорке.

В пятницу Путин в Париже встретится в «нормандском формате» с президентом Украины Петром Порошенко, Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, чтобы обсудить ситуацию на Украине и соблюдение Минских соглашений.

Путин уже пытался использовать разногласия между правительствами стран ЕС, ряд членов которого, например Греция, Венгрия и Италия, неохотно поддержали санкции против России, призывая к диалогу с Москвой.

Заморозка ситуации на Украине позволяет Путину включать и выключать конфликт, когда ему будет удобно.

«Замороженный конфликт всегда может быть разморожен, — сказал польский политик Яцек Сариуш-Вольский. — Он хочет контролировать конфликт и блокировать движение Украины в Европу».