По сравнению с прошлыми выборами Жогорку Кенеша у парламентских партий сейчас имеется административный ресурс, хотя и не такой мощный, как у правящих партий режимов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
Возможность применить давление через госорганы есть почти у всех представленных в парламенте партий — однако больше всего ее у Социал-демократической партии Кыргызстана, лидером которой является президент Алмазбек Атамбаев.
У правозащитников связаны руки
На анонимной основе каждую неделю десятки государственных служащих — учителя, врачи и другие бюджетники сообщают партиям, общественным организациям и СМИ о нарушениях правил предвыборной агитации и давлении на избирателей со стороны партий. Однако, общественные организации жалуются, что люди боятся официально заявлять о нарушениях в ЦИК и милицию, и соглашаются говорить только анонимно.
«Мы сейчас работаем над сбором кейсов о нарушениях со стороны партий и госорганов. Но сталкиваемся со страхом людей, которые отказываются называть конкретные имена и должности, и писать заявления в ЦИК», — отметила в интервью президент общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова.
Ранее на презентации отчета «Коалиции за демократию и гражданское общество» она заявляла, что партии возят избирателей из одного села в другое, что создает препятствие для работы Государственной регистрационной службы при составлении списков.
Она добавила, что поступают сигналы, правда, пока не подтвержденные, об использовании отдельными партиями административного ресурса.
«Есть сведения, что студентов без прописки вывозят на дополнительные участки и заставляют там регистрироваться, а преподаватели в вузах агитируют за отдельные политические организации», — сказала Динара Ошурахунова.
Координатор проекта по долгосрочному наблюдению, юрист вышеназванного НПО Медер Талканчиев рассказал, что есть факты подтасовок между представителями разных партий на массовых мероприятиях в Ошской и Таласской областях.
«Есть случаи, когда у избирателей просят копии паспортов и дают им деньги», добавил он. В то же время, в беседе он подчеркнул, что доказать эти факты крайне сложно, опять-таки из-за нежелания людей говорить об этом официально.
Исполнительный директор Ассоциации «Таза Шайлоо» Айнура Усупбекова сообщила, что наблюдатели ее организации зафиксировали многочисленные случаи применения административного ресурса.
«Административный ресурс и подкуп избирателя осуществляется вовсю! Через домкомов, директоров школ и главных врачей больниц. Но мы не можем заявлять об этом в ЦИК, ссылаясь только на слова людей, которые не хотят сами писать жалобу или называть имена», — сетует Усупбекова.
Анонимные признания о подкупе со стороны партий также нередко встречаются. Домком одного из восточных микрорайонов призналась, что «Бир бол» проводит побелку, покраску и мелкий ремонт подъезда взамен ее обещания обеспечить голоса жителей. Местным это нравится, и они готовы отдать свои голоса благодетелям.
«У меня знакомые работают в штабе партии "Бир бол", и как-то между делом один раз встретились, разговорились, и я поинтересовалась, могут ли они помочь нам отремонтировать наш подъезд, так как давно не можем объединиться с жителями, собрать деньги. Он пообещал поговорить, подумать, а я — обойти своих жителей и взять с них обещание проголосовать за Бир бол. Жители были рады, большинство — согласились, и они сделали ремонт — побелили, покрасили, бордюрчики установили. Чем остальные партии по телевизору и на собраниях будут попусту чесать языком, лучше голосовать за тех, кто реально на деле помог чем-то. Ремонт в подъезде лучше всяких обещаний».
«Я вообще собиралась пойти на выборы и проголосовать "против всех", т.к. все говорят одно и то же, никаких дел не делают. И про Бир бол тоже не слышала, не знаю, что это за партия. Но недавно домком постучалась, рассказала, что вот, такая-то партия сделает ремонт, если мы проголосуем. Я согласилась. А что тут такого? Это же хорошо, если они нам вот так помогли. За ремонт в подъезде мне голоса за партию не жалко», — поделился один из жителей дома.
В штабе самой партии все отрицают и обвиняют в поклепе со стороны соперников. «Мы никому не помогаем сейчас. Это уже не первый раз, когда нас голословно в чем-то обвиняют», — прокомментировал Досалы Эсеналиев.
Впрочем, любая партия реагирует на сообщения о нарушениях именно такими словами. Благо, страх избирателей и госслужащих говорить открыто дает им такую возможность — обвинять соперников в грязных инсинуациях. Именно поэтому общественным организациям приходится трудно.
«С конкретными случаями сложно. В преддверии выборов мы стараемся все обжаловать в ЦИКе, а потом дать результаты. Пока конкретный случай подкупа есть только у партии "Ата-Журт", он рассматривается Центризбиркоме. Использование административного ресурса детально не подтвердилось, но мы видим, что почти все кандидаты используют свои возможности», — поделилась результатами работы Ассоциации «Таза Шайлоо» Усупбекова.
Черный пиар
Зачастую анонимные и недоказуемые обвинения партий оказываются лишь неподтвержденными слухами или черным пиаром.
Во время предвыборной агитации главный редактор газеты «Республика» Замира Сыдыкова распространила в сети фото бланка, согласно которому начальник центра образования Свердловского района Бишкека Жыргал Абдыжапарова спустила опросник для фиксации, сколько учителей и их родственников проголосует за СДПК.
На бланке указаны имена, паспортные данные, место работы и партийные предпочтения директора школы № 1 Валентины Кириченко и всех ее ближайших родственников. Сыдыкова в беседе уверяла, что бланк принесли ей в редакцию. Если документ на самом деле существовал, то это доказывало бы, что на учителей столичных школ управление образования мэрии оказывает, по крайней мере, психологическое давление, а также нарушает тайну голосования.
Однако, по словам самой Кириченко, кроме ее имени и должности вся информация о ней указана неправильно. «На бланке они указали племянника и брата, которых у меня просто нет. Мой муж не работает водителем маршрутки, как указано в этой бумаге, а я не живу в доме № 15. Его, кстати, в микрорайоне Аламедин-1 вообще нет. Номер паспорта тоже указали от фонаря», — рассказала она.
По ее словам, вся агитационная работа в школах сводится к приглашениям учителям принять участия на партийных встречах. Во дворе соседней 38-й школы социал-демократы единожды провели встречу с избирателями, но затем правительство КР запретило использовать школьную территорию для этих целей. Теперь всем партиям приходится отказывать в предоставлении школьных спортплощадок для проведения агитмероприятий.
Начальник центра образования Свердловского района Бишкека Жыргал Абдыжапарова признала, что почта на бланке действительно указана ее, но категорично заявляет, что отношения к бланку не имеет, и информацию со школ о политических пристрастиях учителей не собирает. Учителя и родители пяти школ, в том числе и № 1, тоже отрицают какое-либо давление на них, равно как и в еще четырех школах из других районов. Как выяснилось, сотрудникам учреждений предлагали за деньги заняться агитацией вместо уроков — некоторые соглашались. Но никто никого не заставлял. Учитывая, что журналистка наотрез отказывается рассказать, кто принес ей бланк, его подлинность и выводы Сыдыковой остаются под сомнением.
В интернете также попадаются анонимные обвинения правящей партии в том, что она принуждает привести каждого учителя от 2 до 4 человек и проголосовать за нее. Одна из таких анонимок пришла от якобы учителя школы № 38 и опубликована в веб-издании газеты «Вечерний Бишкек». На проверке оказалось, что учителя впервые о таком слышат. Так действительно ли на бюджетников давят госорганы в угоду определенных партий или это инсинуации соперников?
Лидер же парламентской фракции социал-демократов Чыныбай Турсунбеков по этому поводу был краток. «Это провокация. Такого у нас нет и не должно быть», — прокомментировал он.
Домкомы, форма № 2 и неисправная техника
Наиболее активные в гонке партии фиксируют нарушения друг друга аккуратно. Начиная от запрещенных баннеров с черным пиаром заканчивая снятием плакатов администрациями аил окмоту. Почти у каждой партии есть, что сказать.
Юрист «Ата-Мекена» Таалайгуль Токтакунова рассказала, как партия СДПК использует подвоз пачек Форм № 2 — регистрационную форму, которую человек обязан принести лично с копией паспорта, чтобы попасть в дополнительный список избирателей.
«Представители "Ата Мекена" видели, как приносят около 200 Форм № 2 и спрашивают председателя участковой избирательной комиссии. Они говорят — вот это голоса за определенную партию», — пояснила Токтакунова.
Она отметила, что на юге целыми селами людей забирают на другой участок — там, где позиция определенной партии слабая, и регистрируют там.
Есть и еще одно распространенное вмешательство — избирателям попросту не дают стать частью дополнительного списка, который формируется, если человек хочет голосовать там, где он не прописан. В местах махинаций с Формой № 2 стоит длинная очередь из местных жителей, которые на самом деле там проживают. Их не регистрируют под предлогом того, что нужны какие-то доказательства их проживания в данном округе, гоняют по инстанциям, заставляя принести документы на дома и другие бумаги, которые по закону не нужны«, — сообщила Токтакунова. По ее словам, по инстанциям гоняли на дополнительных участках все в тех же 1 и 38 школах.
Юрист партии «Бутун Кыргызстан Эмгек» Махабат Жумагулова рассказала, что на дополнBтельном участке в школе № 2 для регистрации избирателей, прописанных в других округах, в последний день принятия данных внезапно сломались все компьютеры. Около 250 человек не смогли зарегистрироваться и не попали в дополнительные списки. Такая же неприятность с техникой случилась и на участке 1260 — в Политехническом университете. «Толпа людей стояла у дверей 18 сентября, и ее не пропускали. Такая же ситуация была на участках 1068, 1061... на самом деле, добросовестно не работала ни одна дополнительная участковая комиссия», — заключила она.
По ее мнению, комиссии делали это специально, чтобы не дать зарегистрироваться избирателям, чтобы их место занял кто-то другой.
Действуют партии также через домкомов: так, по данным «Ата Мекена», работники администраций, учителя, главы квартальных комитетов и домкомы приходят к каждому избирателю, который сдал биометрические данные и убеждают голосовать за «Республику». Отметим, информация, кто сдал или не сдал биометрику, должна быть засекречена. Доступ к ней физически могут получить только определенные чиновники ГРС. А значит, это тоже можно рассматривать как административное вмешательство.
Токтакунова также рассказала, как в Логвиненском и Ново-павловском аил окмоту по решению администраций без оснований сняли агитационные материалы партии «Ата Мекен» со столбов. Как выяснилось, глава Ново-павловского аил окмоту Нурмухаммад Баяхунов — № 46 в списке кандидатов от СДПК.
Джентльменское соглашение
При этом партии не торопятся писать заявления в ЦИК и жаловаться друг на друга. Оказывается, между партиями заключен так называемый этический кодекс — никаких поклепов в ЦИК и милицию, за исключением случаев черного пиара или непосредственного препятствия проведения агитации со стороны коллег.
«Заявлять куда-то официально мы не собираемся. Будем реагировать непосредственно в день голосования. Следить за теми нарушениями, которые мы фиксируем, должна Территориальная избирательная комиссия. Это не наша задача», — пояснила юрист «Бутун Кыргызстан Эмгек».
Токтакунова тоже отметила, что наблюдатели «Ата Мекена» не ставили перед собой цель писать заявления на соперников. «У нас между партиями заключен этический кодекс, поэтому мы просто собираем и анализируем данные о нарушениях с помощью наших долгосрочных наблюдателей. Но мы знаем, что у нас есть свой электорат, который сделает свой свободный выбор несмотря ни на какое давление», — уверена сотрудник партии.
В партии «Бир Бол» тоже подтвердили о некоей договоренности, согласно которой партии закрывают глаза на нарушения друг друга.
Таким образом, даже самые внимательные к чужим нарушениям партии никак не пытаются повлиять на устранение подкупа и административного ресурса. Видимо, неправомерные действия одних развязывают руки другим.
ЦИК, который обязан принимать все заявления, грубо говоря, скучает без дела. Как сообщил член Центральной избирательной комиссии Рашид Бекбасаров, возглавляющий специальную рабочую группу по приему жалоб о нарушениях во время выборов, заявлений приходит «не густо», а по применению админресурса и подкупу — и вовсе нет. Таким образом, партии останутся безнаказанными, а выборы признают честными и прозрачными.