Рустам по происхождению — таджик. В Москве работает на стройке. Он ночует вместе со своими земляками, а также с узбеками, одним казахом и несколькими азербайджанцами в общежитии, где нет горячей воды, а унитаз всегда засорен. «Мы не платим за проживание: шеф вычитает у нас из зарплаты», — объясняет он систему, которая недалека от рабства.
У Рустама в России нет никакого разрешения на работу, нет никаких прав, никаких возможностей, кроме одной — вкалывать и заработанные деньги отправлять домой.
И хотя виза для въезда на российскую территорию ему не нужна, он находится в России уже дольше трех месяцев, а это максимальный срок для пребывания в стране как туриста. Кроме того, ему никто не разрешал работать в России. Он — один из почти четырех миллионов «нелегалов», которые по большей части прибыли из бывших советских республик.
Авиабилет на кровные
Масштабную кампанию против переселенцев, которые в России преимущественно ищут более высокооплачиваемую работу, чем та, которую они могут получить у себя на родине, начала Федеральная миграционная служба (ФМС) уже в начале этого года. 25 сентября ФМС сообщила, что запрещает въезд на территорию России полутора миллионам иностранцев. 500 тысячам из них въезд в РФ запретили навсегда. Остальным придется ждать новой возможности от трех до десяти лет.
Люди — в подавляющем большинстве это мужчины — должны возвращаться домой добровольно. Однако тысячи из них суд отправил перед собственно депортацией в специальный распределитель, потому что велика вероятность, что они попытаются нарушить постановление ФМС. В прошлом году в этих тюрьмах для лиц, которые подлежат депортации на родину, находилось почти 40 тысяч человек.
Авиабилеты на родину мигранты должны оплатить сами, или к этому принуждают их родственников, которые проживают в России легально. В таких случаях ФМС умеет вытрясти из мигрантов деньги самыми разными методами. И главное, что те, кто проживает в России легально, не хотят проблем с властями, поэтому предпочитают купить своему двоюродному брату билет домой, чтобы потом жить спокойно.
Если кто-то попытается бежать из тюрьмы для осужденных на депортацию, пусть и на несколько лет, ему автоматически запрещают въезд в Россию на всю оставшуюся жизнь. В настоящее время запрет на въезд в Россию по разным причинам касается полумиллиона человек.
Конец «резиновым однушкам»
Интенсивные проверки подозрительных квартир, фирм, общежитий, строек и рынков начались с 1 января 2015 года, и процесс достиг пика летом. ФМС сообщила, то ей, в частности, удалось практически полностью искоренить такое явление, как «резиновые квартиры», то есть квартиры, которые служили лишь адресом для регистрации иностранцев, что владельцам приносило большие доходы. Случалось, что на одном адресе, в одной комнате размером в пять на четыре метра были зарегистрированы сотни человек.
Еще в марте этого года ФМС утверждала, что в России остается еще около 10 тысяч «резиновых квартир». Теперь же, по словам главы ФМС Константина Ромодановского, 9500 ликвидированы.
С 1 января этого года все граждане стран бывшего СССР при въезде на территорию России должны иметь исключительно загранпаспорт. Прежде же было достаточно «внутреннего». Это не касается только казахов и белорусов, потому что их страны входят в привилегированную группу — Таможенный союз.
Кроме того, все трудовые мигранты, а их — большинство, а также те, кто ищет в России убежища (политических беженцев наберется мало), должны в течение месяца после пересечения границы получить так называемый патент. Мигранты не должны иметь судимости, обязаны получить медицинскую страховку, платить все налоги и не болеть никакими инфекционными заболеваниями.
Экзамены по русскому языку
Однако даже полностью здоровый и безупречный человек может быть отправлен домой, ведь нужно еще сдать экзамен по русскому языку, российской истории и российским законам. Это удается не всем. Например, таджик Рустам говорит по-русски очень плохо, а сдавать на иностранном языке экзамен по истории ему чрезвычайно трудно.
Но якобы в некоторых городах России сертификат, подтверждающий, что человек говорит по-русски и знает все, что нужно, о России, можно купить за пару тысяч. Так что мигрантов в России, по всей видимости, намного меньше не станет. Но, возможно, что большую их часть удастся легализовать.
Кстати, и российские власти признают, что без прилива людей из Центральной Азии российская строительная отрасль практически перестала бы работать: тяжелые работы некому было бы выполнять. Кроме того, переселенцы для России — это единственная надежда компенсировать стремительную убыль населения.