Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У вас очень короткая память

Вена, беженцы: настроения на улицах и рассказы шепотом.

© AP Photo / Muhammed MuheisenБеженец из Афганистна с 10-тимесячным племянником на руках после пересечения венгерско-австрийской границы
Беженец из Афганистна с 10-тимесячным племянником на руках после пересечения венгерско-австрийской границы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Австрийцы говорят громко и четко — беженцев здесь ждут. Под таким лозунгом состоялось шествие солидарности с беженцами в центре Вены, в котором, по данным организаторов, участвовало более 60 тысяч человек — такая атмосфера гостеприимства в Австрии. Но если познакомиться с повседневностью беженцев поближе, складывается другая картина.

Вена — «Вы находитесь в Австрии, и здесь вы в безопасности», — с такой фразы начинается специальный номер австрийской газеты Kurier. Вышедшая на трех языках — английском, арабском и персидском — газета призвана ознакомить беженцев с Австрией и ответить на часто задаваемые вопросы.

Австрийцы говорят громко и четко — беженцев здесь ждут. Под таким лозунгом состоялось шествие солидарности с беженцами в центре Вены, в котором, по данным организаторов, участвовало более 60 тысяч человек — такая атмосфера гостеприимства в Австрии. Но если познакомиться с повседневностью беженцев поближе, складывается другая картина.

Жизнь как в хлеву


На окраине Вены, в Трайскирхене, оборудован самый большой в Австрии лагерь беженцев. Сейчас он переполнен — в лагере на 2 тысячи мест более 5 тысяч человек, ожидающих предоставления статуса беженца. Администрация лагеря неохотно пускает журналистов на территорию — ее не раз обвиняли в том, что здесь плохие условия. У входа в лагерь иногда останавливаются автомобили. На них австрийцы привозят беженцам горячий суп, средства гигиены, одежду и другие нужные мигрантам вещи.

С нами заговаривает беженец из Афганистана. Поняв, что мы журналисты, он начинает жаловаться на плохие условия в лагере: «В комнате, кроме меня, 24 человека, среди них есть старики и новорожденные. Там как в хлеву — некому убирать, и нет возможности — весь пол занят людьми».

Католик благодарил Аллаха


У забора лагеря прогуливался Эрик. Чернокожий юноша приехал из Нигерии. К нам он подходит, подумав, что мы хотим предложить работу — местные иногда просят беженцев помочь в быту или в саду. Эрик рассказал, что в Европу прибыл с арабскими мигрантами, воспользовавшись ситуацией на Ближнем Востоке. «Когда мы плыли на лодке из Турции в Грецию, на остров Лесбос, я был единственным чернокожим и единственным христианином. Дорога была опасная. Тем более, что я не умею плавать. Все в лодке благодарили Аллаха, просили и меня это делать. Но ведь мой Бог — не Аллах. И все же, я присоединился к ним — Бог ведь один, его только называют разными именами», — рассказал нигериец. Рассказывая, Эрик постоянно повторяет, что он очень счастлив в Австрии, на условия в лагере не жалуется: «Я благодарен за любую крышу над головой. Жить там можно». Он надеется остаться в Австрии: «Не хочу ждать или жить на пособия, у меня есть стремления и желания. Работы я не боюсь, мне нужна только небольшая поддержка».

Среди беженцев — насилие


Рядом с лагерем находится комиссариат полиции. По словам работающего там полицейского, преступлений в связи с большим количеством беженцев не стало больше — как было спокойно, так и сейчас. Каждые выходные в лагерь приезжает Христиан Лохнингер и привозит помощь беженцам. Он говорит, что не все так просто, как может показаться: «Я толерантный и гостеприимный. Моя страна также хорошо принимает беженцев. Но мы должны добиваться, чтобы, приехав сюда, они оставили свой Афганистан там, где он есть». По мнению австрийца, предоставляя убежище, надо четко обозначить, что придется жить по местным законам: «Проблем мы не хотим. Моя страна мирная и спокойная».

Хотя мужчина сказал, что встретил среди беженцев много замечательных людей, все же он возмущен тем, что происходит в лагере: «Я не могу молчать о том, что вижу — в лагере беженцев насилие и рэкет. Парни из Афганистана и меня рэкетируют, просят сигареты и гашиш, крадут из багажника. Совсем недавно ко мне подошел афганский мальчик с просьбой о помощи — в лагере его изнасиловали старшие». Эту историю Христиан рассказывает шепотом. Однажды знакомый с виду афганский мальчик рассказал ему страшную историю: его изнасиловали два старших соотечественника, которые, как предполагает ребенок, были под воздействием наркотиков. Австриец помог мальчику, отвел к специалистам и на время принял у себя дома. Хотя он рассказывает об этом случае, местные СМИ избегают этой темы. Христиан возмущен и тем, что представители Caritаs и других организаций часто прикрывают преступников: «Если кто-то что-то украл в магазине, работники Caritаs просто компенсируют убытки, так как у них есть деньги, и они не хотят, чтобы говорилось о преступлениях беженцев. Но если я украду в магазине, мне грозит штраф или тюрьма. Почему их надо выделять?»

Мы разговариваем с Христианом у прицепа его автомобиля, в котором много женской и детской одежды. Посмотреть одежду подходят семьи беженцев, которые уже знакомы с добровольцем. На вопрос, почему он решил помогать беженцам, австриец ответил, что понимает их нелегкую судьбу: «У них очень много проблем, они бегут от войны или нищеты. Эти люди проходят очень трудный путь, чтобы попасть сюда. Поэтому мы должны их поддержать и помочь». По его словам, Австрия — слишком маленькая страна, и не может принять большое количество беженцев. «Но страна может для многих стать вторым домом. Моя страна богатая, и нам нужны работающие люди», — добавил общественник.

Австрийка: не понимаю литовцев


Десятки тысяч австрийцев в прошедшие выходные вышли на улицы Вены, чтобы выразить солидарность с беженцами. В толпе можно было увидеть плакаты: «Если мы не можем помочь всем, то какой смысл?», «Говорим громко и четко: мы ждем беженцев» и пр. Анна из Вены выразила несогласие с консервативной правой Австрийской партией свободы, лидер которой Хайнц-Кристиан Штрахе обвиняет США и НАТО в том, что они вызвали кризис беженцев в Европе. На вопрос, почему она пришла на демонстрацию, Анна ответила, что сочувствует мигрантам: «Я сама была экономическим мигрантом — приехала из Шотландии. Я не знаю, что такое война, что такое нищета. Но я знаю, что значит приехать в чужую страну, языка которой не знаешь, и где у тебя нет друзей. Поэтому я думаю, что надо помочь людям, бегущим от войны. Даже если часть из них оказались здесь по экономическим причинам, я думаю, что эта изнуряющая дорога, рискованная переправа на лодках показывают их мотивацию».

По словам женщины, «бесплатные деньги для мигрантов» — всего лишь миф. «Да, им предоставляются условия для жизни два года. Но этих денег недостаточно. Думаю, что мигранты более мотивированы, чем те местные, которые сидят сложа руки и живут на пособия». Анну удивляют страны Восточной Европы — что пережившие советскую оккупацию государства настроены против беженцев. «Ведь все эти страны, насколько мне известно, испытали эмиграцию». «У вас очень короткая память», — подвела итог женщина.

Гостеприимство австрийцев не удивляет. В этой стране давно сложились традиции предоставления убежища беженцам. Только с 1945 года в страну прибыло около 2 миллионов мигрантов, из которых около 700 тысяч осталось здесь, это 9% населения страны. Правда, большая часть беженцев не намерены оставаться в этой стране — по данным добровольцев, пока только 8 тысяч беженцев попросили убежища в Австрии.