Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лучше всего контакты Вашингтона и Москвы складывались в Ялте. Лишь бы это никогда не повторилось...

Интервью с политологом Пшемыславом Журавским вель Граевским (Przemysław Żurawski vel Grajewski).

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкЯлтинская (Крымская) конференция союзных держав 4-11 февраля 1945 года
Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав 4-11 февраля 1945 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лучше всего контакты Вашингтона и Москвы складывались в Ялте. Но будем надеяться, что та ситуация никогда не повторится. Россия всегда росла в качестве союзника Запада за счет Центральной Европы, Польши. Так было, в частности, когда она выступала союзницей антигитлеровской коалиции в борьбе с Третьим рейхом. Центральную Европу всегда отдавали под владычество России.

wPolityce. pl: Немецкие СМИ сообщают, что НАТО откроет в Польше учебный центр для осуществления контрразведки и борьбы с терроризмом. Активность Альянса должна, как кажется, нас радовать, но какое значение имеет создание такого отдела?

Пшемыслав Журавский вель Граевский: Я считаю это положительным событием. Если, конечно, создание Центра не станет поводом, чтобы отказаться от следующих шагов, усиливающих присутствие Альянса в Центральной Европе. Будет плохо, если штабная аналитическая структура, которая не выполняет функции сдерживания гипотетической российской агрессии, будет представлена как ответ на польские требования по укреплению инфраструктуры НАТО в Центральной Европе. Так что в этом событии есть положительные моменты, но оно может обернуться против нас. Надеюсь, так не произойдет. Но такой сценарий стоит учитывать.

— Польше нужна поддержка в сфере контрразведки и в борьбе с террористическими угрозами?

— Польше крайне необходима поддержка в области контрразведки, особенно на восточном направлении. Здесь она была бы желательна. Но напомню, мы говорим о штабной, а не оперативной структуре. Так что нам нужно продолжать развивать собственные возможности в этой сфере. В плане антитеррористической деятельности следует помнить, что мы не находимся на первой линии огня. Конечно, здесь ничего нельзя исключать: ситуация в Европе очень динамична, в частности, в связи с наплывом беженцев, но уровень опасности у нас не так велик, как в государствах, которые находятся на первой линии фронта.

— На польской территории продолжается война спецслужб? Или она еще только предстоит?

— Эта война уже идет. Вопрос только, каков уровень ее интенсивности. Я думаю, ближайшие месяцы будут наполнены разнообразными резкими неожиданными поворотами. Мы видим, что происходит в Сирии. Россия решила начать решительное наступление на интересы Запада. Это будут действия в разных направлениях, не только на Ближнем Востоке, а везде, где интересы России и Запада соприкасаются.

— Польше следует жестко отстаивать идею постоянных баз НАТО на своей территории? В последнее время эта тема как-то затихла...

— В современной ситуации следует стремиться к размещению баз Альянса в Польше. Конъюнктура для такого рода требований становится более благоприятной в связи с тем, что отношения между ядром западных сил, в том числе США, с Россией ухудшаются. Эти конфликты касаются сирийской темы. Можно ожидать дальнейшего ухудшения российско-западных отношений, а это означает, что Запад будет искать инструменты, чтобы продемонстрировать Москве, как дорого может обойтись ей ее политика. По мере нарастания российской агрессии в важных для Запада направлениях Вашингтон или НАТО будут обращать все меньше внимания на российские возражения против натовских баз в Польше. Так что сдаваться не следует.

— Можно ли рассчитывать на заметные военные шаги: перенос баз из Западной Европы в Польшу и так далее?


— Масштабного перемещения войск ожидать не следует, потому что Обама проводит политику экономии на Пентагоне. Польша совершенно справедливо считает, что она может взять часть расходов на себя, чтобы получить более надежные гарантии Альянса. Масштаб натовского присутствия и способ финансирования — это тема для переговоров. Наша цель — создать систему, которую заметят в Кремле, и которая будет служить устрашению, а не только пиару. Ведь в противном случае это лишь усыпит нашу бдительность. Я думаю, Польша добьется в этом отношении успеха.

— Уже давно звучат мнения, что за напряженность в отношениях между Россией и Западом, которую создает, например, тема баз в Польше, будем расплачиваться мы, что Москва нацелит на нас ракеты. Многие говорят, что нам это невыгодно, и что излишне подпитывать напряженность не следует.

— Это нерациональный подход. Мы помним, что лучше всего контакты Вашингтона и Москвы складывались в Ялте. Но будем надеяться, что такая ситуация никогда не повторится. Россия всегда росла в качестве союзника Запада за счет Центральной Европы, Польши. Так было, когда она выступала основной союзницей Великобритании в войнах с Наполеоном, союзницей Франции в противостоянии Кайзеровской Германии, союзницей антигитлеровской коалиции в борьбе с Третьим рейхом. Центральную Европу всегда отдавали во владычество России. Ухудшение отношений между Москвой и Западом запускает обратный тренд. А перенаправление ракет в компьютерных системах и обозначение новых целей — это сейчас дело нескольких минут. По этому поводу особенно волноваться не стоит.

— Сложно не волноваться.

— Беззащитность нам не поможет. Советский Союз, который был гораздо мощнее современной России, не осмелился нанести удар по территориям, находившимся под американской защитой. А защита, и то, что россияне осознают ее существование, складывается не из перенесенных на бумагу заявлений, а из развернутой инфраструктуры, которая присутствует на той или иной территории. Поэтому в свое время Америка размещала ядерные вооружения или свои подразделения в Европе. Она «метила территорию» и показывала россиянам, что за этой линией шутки заканчиваются. Важно, чтобы Польша оказалась внутри этой зоны.
Москва прекрасно понимает, что там, где есть американские базы и важные в стратегическом плане объекты, не до шуток. Последней страной, которая нанесла удар по американской базе, была Япония в 1941 году. Таких глупостей больше никто не повторял. И сомневаюсь, что кто-то будет повторять.