Президент Латвии Раймондс Вейонис 2 октября в Вашингтоне заявил, что в Балтии на постоянной основе нужно разместить 2000 солдат стран-союзников по НАТО, а также военную технику и амуницию. Это напоминание о том, что самая серьезная угроза для Латвии не уменьшилась только потому, что в заголовках новостей сейчас у России другие приоритеты.
Дебаты о постоянном присутствии союзников по НАТО (или, как это иногда называют, — о «базах НАТО») в Балтии ведутся с момента вторжения России на Украину и аннексии Крыма в начале прошлого года. Базы НАТО в Латвии есть — это базы латвийских Национальных вооруженных сил. Создание новых баз не планируется, речь о дислокации подразделений союзных государств на имеющихся. Вооруженные силы стран Балтии в одиночку не смогут отразить вторжение российской армии, а прибытие дополнительных сил потребует времени. Таким образом, необходимо говорить о серьезном постоянном присутствии солдат НАТО, которое удержит Россию от искушения начать войну.
Угроза прямого военного вторжения России в государства Балтии в настоящее время не велика, констатируют военные аналитики. Нет причин сомневаться в этом. Однако ключевые слова — «в настоящее время». В долгосрочной перспективе Балтия является и останется потенциальной целью агрессии России, и этот срок может резко сократиться, если международная ситуация изменится в пользу планов Кремля.
Неспособность НАТО выполнить обязательства по Североатлантическому договору — о том, что нападение на одно государство-члена альянса означает нападение на всех, — ознаменует конец организации. Соблазн уничтожить главную структуру безопасности Запада у Владимира Путина и у других в Кремле будет всегда. А страны Балтии — это звено, которое в общей системе безопасности Запада защитить сложнее всего.
Хрупкость ситуации лучше всего понимают военные командиры. Командующий силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав еще в марте прошлого года заявил, что нужно пересмотреть размещение войск альянса в Европе в соответствии с новыми угрозами для безопасности, «в особенности в Балтии».
НАТО осуществило серьезные мероприятия для уменьшения рисков, прежде всего, это присутствие войск союзников в регионе в порядке «постоянной ротации» на проходящих учениях. Но нежелание «провоцировать» Россию размещением в Балтии боевых подразделений на постоянной основе Путин может посчитать проявлением слабости, что воодушевит его на более агрессивное поведение. Россия в последние годы провела несколько военных учений, в сценарий которых включалась оккупация стран Балтии и Польши и отражение контрнаступления НАТО.
У России огромный перевес в военной силе: в Западном военном округе 65 тысяч солдат (у стран Балтии в общей сложности — около 10 тысяч), 850 единиц артиллерии (против 158), 750 танков (у балтийцев — три), 320 боевых самолетов (у нас ни одного, если не считать восемь истребителей союзников для патрулирования воздушного пространства).
В прошлом году на саммите в Уэллсе руководители государств-членов НАТО решили создать три подразделения сил быстрого реагирования в 5000 солдат как авангард насчитывающих 30 тысяч солдат общих сил быстрого реагирования. Однако в этом году генерал вооруженных сил Чехии Петр Павел, который в июне стал руководителем военного комитета НАТО, предупредил: российская армия может оккупировать территорию Балтии в течение двух дней.
В сентябре журнал Foreign Policy сообщил, что к такому выводу пришли планировщики Пентагона, и департамент обороны США впервые после развала СССР принялся за пересмотр оборонных планов на случай нападения России.
Пентагон планирует два сценария войны: один — вместе с союзниками по НАТО, второй — только для вооруженных сил США. Хорошая новость в том, что это может означать: США готовятся воевать за страны Балтии в любом случае. Но не очень хорошая новость — американцы рассчитывают на то, что не все члены НАТО могут быть готовыми это делать.
И источники FP в Пентагоне, и другие подчеркивают, что лучше всего сценарий сдерживания. В недавнем исследовании аналитического центра США Heritage Foundation об угрозах для государств Балтии констатировано: удержание России от агрессии будет «намного проще и дешевле, чем освобождение этих государств». Одна из главных рекомендаций творцам политики США: «Обеспечить постоянное военное присутствие в Балтийском регионе».
Но это будет решение политиков стран-членов НАТО, и приоритет латвийских политиков должен заключаться в том, чтобы добиться такого решения. Достойно похвалы, что в дискуссиях на эту тему слышны голоса и президента Раймондса Вейониса, и министра иностранных дел Эдгарса Ринкевича, а министр обороны Раймондс Бригманис акцентирует необходимость создания инфраструктуры по приему союзников.
К сожалению, большинство остальной «политической элиты», в особенности в Сейме, ведет себя так, словно пытается иллюстрировать тезисы военной доктрины России об информационных и психологических операциях в целях оказания влияния на жителей подлежащих завоеванию государств.
Министерство обороны России в этом году запланировало более 4 тысячи различных войсковых учений. Военные планировщики США ищут решения, как уберечь Латвию от российского вторжения. Тем временем, латвийским законодателям большей угрозой кажутся сирийские беженцы и «безнравственные» стихотворения.
Хочется надеяться, что это просто безответственная близорукость. В таком случае нужно одуматься и переключить приоритеты. Вейонис на днях напомнил, что важнее всего для безопасности Латвии в настоящее время и на долгосрочную перспективу.