Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа может кое-чему поучиться у России в деле против Google

© AP Photo / Jacques Brinon, Pool, FileЧашки с логотипом Google в парижском офисе компании
Чашки с логотипом Google в парижском офисе компании
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если Европейский Союз пока еще рассматривает антитрестовское дело против компании Google, то Россия свое дело уже завершила. Это парадокс, но российское дело оказалось вполне успешным, хотя у Google в России нет ничего похожего на монополию. На самом деле, там интернет-компания сталкивается с самой мощной местной конкуренцией после Китая.

Если Европейский Союз пока еще рассматривает антитрестовское дело против компании Google, то Россия свое дело уже завершила. Это парадокс, но российское дело оказалось вполне успешным, хотя у Google в России нет ничего похожего на монополию. На самом деле, там интернет-компания сталкивается с самой мощной местной конкуренцией после Китая.

В понедельник Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала Google срок до 18 ноября на устранение нарушений закона о защите конкуренции и на внесение изменений в свои контракты, чтобы они соответствовали договорам торгующих в России производителей мобильных устройств. В ходе следствия ФАС установила, что эта американская компания требовала от производителей Android-устройств и планшетов предустановки приложений Google и использования ее поисковика по умолчанию, если им был нужен доступ к магазину приложений Google Play.

Россия не единственная страна, где Google выдвигает такие требования. Сайт IT-новостей The Information сообщил в конце прошлого года, что эта компания требовала от изготовителей гаджетов, таких как Samsung и Huawei, предустановки 13 своих приложений, причем в приоритетных местах на экране, предоставления доступа к поисковику Google с домашней страницы экранов и установки своего поисковика в браузерах по умолчанию. Google безвозмездно дарит свою операционную систему и поэтому господствует на рынке. За три месяца по июнь включительно из всех проданных смартфонов 82,8% составили те, где используется Android. Свои доходы от устройств на Android Google получает за счет того, что заставляет покупателей пользоваться своими сервисами и просматривать свою рекламу. Чтобы подсластить пилюлю, Google делится доходами от рекламы с некоторыми самыми крупными производителями.

По этой причине в ЕС было начато судебное разбирательство в рамках антимонопольного законодательства. Европейская комиссия ведет свое расследование с апреля, но ни к какому заключению пока не пришла. Сейчас Google отбивается от других обвинений со стороны европейских антимонопольных органов, которые сводятся к тому, что компания в результатах поиска уделяла первостепенное внимание собственному сервису сравнения покупок.

В Европе Google действительно является монополией. В большинстве стран-членов ЕС ей принадлежит более 90% рынка поиска, в связи с чем внимание к ней со стороны антимонопольных служб вполне логично. В России же доля Google на этом рынке составляет всего 32%. Российскому поисковику «Яндекс» (который обогнал Google примерно на год) принадлежит 57%.

Компании Google никогда не нравилось быть второй, и каждый свой новый продукт она использует для увеличения доли рынка. Например, в отличие от других стран, она не просила своих российских пользователей, применяющих браузер Chrome, выбирать свой поисковик по умолчанию. Однако «Яндекс» оказался настолько силен, что ему удалось сохранить свою долю рынка. Эта российская компания нанесла ответный удар, создав собственную версию Chrome с открытым исходным кодом и запустив агрессивную рекламу.

Но с появлением Android ситуация изменилась. Учредитель «Яндекса» Аркадий Волож в прошлом году объяснил ее деловой газете «Ведомости»: «Невозможно создать вокруг себя экосистему, если ты местный игрок. „Яндексу“ принадлежит 3% мирового рынка. Невозможно убедить разработчиков писать приложения для твоей платформы». По его словам, успешные платформы это «естественные монополии». Он признался, что у «Яндекса» слабые позиции в отношениях с производителями оборудования — компания предлагала те же самые услуги, что и Google — карты, бесплатную почту, поиск. Бизнес-модель российской компании так сильно похожа на модель Google, что ей нечего было предложить, когда американцы решили играть жестко, воспользовавшись преимуществами своей платформы. Доля поисковика у «Яндекса» сократилась, а у Google начала набирать обороты.

Тогда в феврале «Яндекс» направил жалобу в Федеральную антимонопольную службу. По причине политического климата в России и недоверия властей ко всему западному, особенно в отношении компаний, работающих с персональными данными россиян, правосудие свершилось быстро. В прошлом месяце ФАС объявила, что Google нарушает российский закон о защите конкуренции. Глава службы Игорь Артемьев заявил, что Google допустила одно из самых страшных нарушений, не просто потребовав для себя преференций, но и «бойкотировав» аналогичные сервисы «Яндекса».

Когда было объявлено это решение, акции «Яндекса» подскочили, но затем упали до самого низкого уровня за пять лет. Новость о том, что Google получил распоряжение скорректировать свои договоры, вызвала еще один скромный подъем, но он вряд ли будет длительным, даже если американская компания буква в букву исполнит распоряжение ФАС. А вот у российских пользователей выбор может стать шире. Производителям телефонов разрешат предварительно устанавливать приложения Яндекс и удалять со своих телефонов сервисы Google. Они также будут получать более настойчивые приглашения ставить на новом устройстве свой любимый поисковик.

Google также заплатит штраф, составляющий от одного до 15% от продаж приложений через Google Play с максимальной суммой 10 миллионов долларов. Ни этот штраф, ни требования о корректировке контрактов не нанесут особого ущерба ее бизнесу в России. Пользователи Android верны Google, у американской компании гораздо больше ресурсов, а «Яндексу» наверняка предопределено наблюдать за тем, как сокращается его доля рынка — если конечно российские власти не вмешаются в процесс более решительно.

Вместе с тем, российское дело Google не сулит ничего хорошего этой компании в Европе. Ей надо менять свои международные контракты, приводя их в соответствие с моделью, о которой говорит ФАС. Иначе финансовые кары будут суровее, когда колеса бюрократической машины ЕС наконец закрутятся, и компании будут предъявлены официальные обвинения.

Взгляды автора могут не отражать точку зрения редакции, Bloomberg LP и ее собственников.