Консервативные кадры в преддверии выборов?
Можно сказать, что в преддверии парламентских выборов летом будущего года сформировался стабильный кабинет. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) обновил состав кабинета министров. Лидер Японии оставил в правительстве ключевых министров, в том числе главу МИД Фумио Кисиду (Fumio Kishida), министра финансов Таро Асо (Taro Aso), министра экономики Акира Амари (Akira Amari) и генерального секретаря кабинета министров Есихидэ Cугу (Yoshihide Suga).
Повторное назначение генерального секретаря ЛДПЯ Садакадзу Танигаки (Sadakazu Tanigaki), председателя совета Тосихиро Никаи (Toshihiro Nikai), председателя научного совета Томоми Инаи (Tomomi Inai) и зампреда партии Масахико Комура (Masahiko Komura) определило костяк власти.
Администрация Абэ, пришедшая к власти в декабре 2012 года, сохранила структуру управления, при которой правительство занимает более высокий статус, чем партии. Эти чиновники добились реальных результатов в таких сферах, как экономика и обеспечение безопасности. Также они неплохо работают в команде.
Необходимо объяснить программу занятости всех японцев
Если чиновник в течение длительного времени занимает один и тот же пост, то это позитивно отражается на его осведомленности и понимании ситуации. Это — плюс с точки зрения ведения дискуссий с промышленными кругами.
Комментируя новый кабинет, на пресс-конференции премьер Абэ подчеркнул, что он бросит вызов будущему. Он также отметил, что и впредь приоритет будет отдан экономике и укреплению административных мер.
В соответсвии с краткосрочным экономическим прогнозом Банка Японии, опубликованном в сентябре, индекс распространения крупных предприятий и промышленности ухудшился впервые за три квартала. Прогресса в экономическом восстановлении пока нет.
Что касается восстановления экономики, то премьер поставил перед собой амбициозную цель добиться ВВП, который составит 600 триллионов йен. Для осуществления этой цели необходимо предложить конкретные меры, которые станут подспорьем для стратегии роста, и добиться конкретных результатов.
Первая стрела программы «Три стрелы Абэ» заключается в сильной экономике, которая должна стать важной опорой для решения таких непростых задач, как демографическое старение, финансовая стабильность и развитие регионов.
Важно идти в ногу с финансовыми кругами и трудовыми организациями, а также добиться проникновения «абэномики» в регионы и малый и средний бизнес, обеспечив хорошую экономическую циркуляцию.
Одним из рекламных лозунгов Абэ является построение общества, при котором все без исключения японцы смогут заниматься активной деятельностью. Ответственным за это назначен заместитель генерального секретаря Кацунобу Като (Katsunobu Kato). По всей видимости, на это повлияли его высокие трудовые способности, на которые опирался Абэ.
Поскольку решением таких задач, как вовлечение женщин в социальную жизнь благодаря оказанию помощи в воспитании детей, снижение количества уволившихся с работы по причине необходимости ухода за близкими и использование способностей престарелых и инвалидов, занимаются различные государственные органы, в краткосрочной перспективе результаты будет оценить сложно.
Чтобы лозунги не оказались пустыми заявлениями, необходимо в понятной форме объяснить поставленные пред собой цели. На вновь созданном Национальном конгрессе необходимо ставить конкретные задачи и принимать конкретные меры, используя интеллект японцев.
Важность эффективного применения соглашения ТТП
В результате реформы медицинской системы сокращение социальных гарантий неизбежно. Хотелось бы, чтобы министр здравоохранения, труда и благосостояния Ясухиса Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) работал в связке с г-ном Като.
Принципиальное соглашение, достигнутое в ходе переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), должно способствовать развитию Азии. Правительство должно подготовить льготы для компаний, которые инвестируют в научные разработки и активно развивают свой бизнес за рубежом.
Также важно в короткие сроки укрупнить сельское хозяйство и укрепить конкурентоспособность за счет расширения торговых маршрутов.
На министра ТТП Акира Амари (Akira Amari), министра экономики, торговли и промышленности Мото Хаяси (Moto Hayashi), министра сельского хозяйства Хироси Морияма (Hiroshi Moriyama) и министра по вопросам формирования и развития регионов Сигэру Исиба (Shigeru Ishiba) ложится большая ответственность.
Г-н Хаяси должен также заняться повторным запуском АЭС, безопасность которых будет обеспечена.
Министр образования, культуры, спорта, науки и техники Хироси Хасэ (Hiroshi Hase) и министр Окинавы и «северных территорий» Аико Симадзири (Aiko Shimajiri) хорошо разбираются в своих обязанностях. Вместе с министром государственных земель, транспорта, инфраструктуры и туризма Кэйити Исии (Keiichi Ishii) они представляют качественный кадровый состав.
От г-на Хасэ и министра Олимпиады Тосиаки Эндо (Toshiaki Endo) требуется перестроить забуксовавшую систему подготовки к токийской Олимпиаде. Беспокоит то, что глава Комитета государственной и общественной безопасности Таро Коно (Taro Kono) выбивается из общего ряда. В его откровенных заявлениях есть смысл, однако необходимо избегать разобщенности в кабинете министров, которую вызывают его слова о необходимости ухода от атомной энергетики и отказе от строительства нового национального стадиона.
Новый закон в сфере безопасности, принятый в прошлом месяце, укрепит японо-американский союз и станет законным основанием для укрепления сдерживающей мощи. Важно хорошо продумать вопрос, связанный с привлечением сил самообороны к международному сотрудничеству.
Хотелось бы, чтобы экс-министр Обороны Накатани принял активное участие в подготовке правил ведения боя и совместных учениях с американскими войсками.
Важность стратегической дипломатии
Твердый американо-японский союз неизменно остается центром дипломатии Абэ, однако отношения с Китаем и Южной Кореей также важны. Хотелось бы, что в ходе встречи на высшем уровне между Японией, КНР и РК, которая состоится в конце этого месяца, были урегулированы вопросы, связанные с историческим восприятием и другими проблемами.
За два года и десять месяцев премьер Абэ и министр иностранных дел Кисида построили доверительные отношения с представителями различных стран. Они учли возможность своего длительного нахождения у власти. Важным дипломатическим оружием является опыт руководителей, личные отношения и стабильная внутриполитическая ситуация.
Жизненно важно стратегически подходить к таким вопросам, как реформа Совета Безопансоти ООН, переговоры с Россией по «северным территориям» и проблема похищения КНДР граждан Японии.
В кабинете министров остались Кисида и Исиба, которые сохранят свои посты после окончания срока Абэ. По всей видимости, они приняли правильное решение: выходу из кабинета они предпочли сохранение политической силы.