Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нам срочно необходим протокол, чтобы предотвратить войну между Россией и Западом

Заявление Специальной рабочей группы проекта «Строительство Большой Европы»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все мы знаем, что за последние полтора года отношения между Россией и Западом в значительной мере испортились. На фоне различных и на данный момент абсолютно несовместимых версий того, что произошло на Украине и почему, произошел принципиальный надлом доверия, множество комментаторов в России и на Западе сегодня уже открыто рассуждают о начале новой холодной войны.

Все мы знаем, что за последние полтора года отношения между Россией и Западом в значительной мере испортились. На фоне различных и на данный момент абсолютно несовместимых версий того, что произошло на Украине и почему, произошел принципиальный надлом доверия, это привело к обострению давних опасений и разногласий по другим вопросам, таким, как противоракетная оборона, расширение НАТО, режимы развертывания обычных вооруженных сил в Европе и нестратегических ядерных вооружений.

Экономические отношения между Россией и Европой также начали разрушаться из-за санкций, и множество комментаторов в России и на Западе сегодня уже открыто рассуждают о начале новой холодной войны.

Одной из особенностей текущей ситуации стал рост числа инцидентов с участием вооруженных сил России и НАТО, а также между российскими войсками и вооруженными силами Швеции и Финляндии. Как всегда ведутся споры о том, что происходит и почему, однако уже никто не сомневается в том, что увеличение военной активности и сокращение расстояний между вооруженными силами — это реальность.

Аналитический центр European Leadership Network зафиксировал 66 подобных инцидентов с марта 2014 года. Большинство из них — около 50 — были расценены как «почти рутинная практика», однако некоторые из них оказались довольно серьезными, а три были классифицированы как «крайне рискованные».

Разумеется, на самом деле общее число подобных инцидентов гораздо выше.

По данным НАТО, в 2014 году его службы провели более 400 перехватов российских самолетов — это в четыре раза больше, чем в 2013 году.

Россия публично заявила, что в 2014 году она насчитала в два раза больше случаев, когда тактические самолеты НАТО появлялись у ее границ — более 3 тысяч подобных инцидентов — по сравнению с 2013 годом.

Минно-тральный корабль HMS Kullen и корабль береговой охраны ведут поиски подводной лодки у побережья Швеции


Швеция и Финляндия сообщили о ряде перехватов российских самолетов вблизи их воздушного пространства, и обеим странам пришлось проверить свои территориальные воды на предмет загадочных «подводных объектов» по крайней мере однажды за последние 12 месяцев.

Россия увеличила число и размах своих военных учений, в том числе учений, о которых она не уведомила заранее, и некоторые из них прошли в Западном военном округе, то есть вблизи границ НАТО.

В ходе текущего кризиса российские чиновники и эксперты подтверждали повышение активности военно-воздушных сил России, в том числе применение самолетов-разведчиков и стратегической авиации дальнего действия. Россия также разместила дополнительные самолеты, корабли и противокорабельные ракетные комплексы в Крыму.

На ухудшение ситуации в Центральной и Восточной Европе НАТО отреагировала увеличением своего присутствия на своей восточной границе. Она также увеличила масштабы своей миссии по патрулированию воздушного пространства стран Балтии. Альянс уже увеличил число своих военнослужащих в регионе и в настоящее время расширяет свою командную структуру и обсуждает возможность заранее перебросить туда военное оборудование.

Согласно официальным данным НАТО, в соответствии с Программой военной подготовки и учений НАТО в 2014 году количество военных учений составило 162 — это в два раза больше, чем было изначально запланировано. Вместе с 40 учениями, проведенными отдельными членами альянса, эти учения стали частью попыток НАТО продемонстрировать свою решимость и готовность защищать своих членов в контексте текущего кризиса.

Если говорить о военной активности России и НАТО, то мы видим, что тенденции 2014 года сохраняются и в 2015. Наша целевая Рабочая группа не предпринимала коллективных попыток провести оценку того, что именно мотивирует эти конкретные военные перегруппировки, и, даже если бы мы попробовали это сделать, мы вряд ли пришли бы к единому мнению относительно того, что происходит.

Однако все мы согласны с двумя важными утверждениями. Во-первых, и Россия, и НАТО, по всей видимости, считают это новое развертывание и повышенное внимание к проведению военных учений необходимыми коррективами в своих прежних военных стратегиях. Каждая сторона убеждена, что ее действия обусловлены негативными изменениями в ее условиях безопасности.

Во-вторых, цикл «действие-ответное действие» уже запущен, и его будет трудно прервать. Некоторые эксперты утверждают, что этим ростом напряженности можно управлять, и что профессиональные армии обеих сторон не допустят никаких серьезных инцидентов. Возможно, так и есть, однако в данном случае мы в первую очередь говорим о военных отношениях между ядерной державой с одной стороны и ядерным альянсом с другой, которые развиваются в условиях повышенного недоверия и значительных трений между двумя сторонами.

В истории можно найти массу примеров международных кризисов и напряженности, которые нарастали сами по себе и в конечном итоге выливались в конфликт, которого не хотела ни одна из сторон.

Мы вовсе не утверждаем, что сейчас наблюдается динамика, характерная для Европы 1914 года, однако нужно быть особенно уверенным в себе политиком, чтобы закрывать глаза на уроки нашего коллективного прошлого на европейском континенте и не делать все возможное, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

С нашей точки зрения, нынешняя ситуация содержит в себе массу возможностей либо для опасного просчета, либо для случайности, которая может спровоцировать дальнейшую эскалацию кризиса и даже непосредственную военную конфронтацию между Россией и Западом.

В июле 2014 года многие члены нашей Рабочей группы уже указывали на опасность возникшей ситуации и призывали все стороны, помимо всего прочего, повысить качество коммуникации между вооруженными силами и проявлять политическую и военную сдержанность внутри цепочек командования, в нормах военного взаимодействия и, где это возможно, в действиях, касающихся их друзей и союзников.

С тех пор НАТО официально подтвердила, что линии связи между Верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе, главой Военного комитета НАТО и главой Генерального штаба России активны и доступны 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Необходимость избегать опасных инцидентов подробно обсуждалась внутри НАТО и на прошедших недавно встречах между генеральным секретарем НАТО, постоянным представителем России в НАТО и министром иностранных дел.

Мы очень рады такому взаимодействию, однако считаем, что необходимо сделать нечто большее.

С нашей точки зрения, необходимо срочно созвать совет НАТО-Россия для обсуждения возможного Меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией касательно правил поведения, обеспечивающих безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве.

Подобное соглашение было подписано США и Китаем в конце 2014 года для "поддержания и соблюдения существующих международных законов и норм, повышения оперативной безопасности на море и в воздухе, укрепления взаимного доверия, а также разработки новой модели отношений между военными ведомствами обеих сторон.

Учения морской пехоты в Калининградской области


Переговоры по многостороннему соглашению между Россией и НАТО могут вестись параллельно с переговорами по аналогичным соглашениям между Россией и странами-членами НАТО или их партнерами. Это американо-китайское соглашение устанавливает принципы и процедуры взаимодействия, которые должны соблюдаться при контактах военно-морских и военно-воздушных судов. К таким принципам относится обязательство сторон своевременно предупреждать друг друга об опасности в случае проведения учений или стрельб вблизи возможного расположения судов или самолетов другой стороны.

Оно также устанавливает ряд правил для укрепления взаимного доверия. Оно включает в себя требование своевременно оповещать другую сторону о готовящихся маневрах военных судов и самолетов. Соглашение определяет действия, которых нужно избегать, в том числе имитации нападения через наведение пулеметов, ракет, прицельных РЛС, торпедных труб и других орудий на встречные военно-морские или военно-воздушные суда.

В соглашении указаны радиочастоты, используемые для коммуникации, а также приводится словарь сигналов, которые следует применять в случае затруднений при вербальном общении между командным составом или капитанами судов. Отдельным положением каждой стороне предписано проводить ежегодные встречи под председательством представителей высшего командного состава для анализа всех событий, связанных с реализацией соглашения в прошедшем году.

По крайней мере два существующих соглашения между США и Советским Союзом (а затем Россией), а именно Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (1972) и Соглашение о предотвращении опасный военных инцидентов (1989), действуют сходным образом в рамках двусторонних отношений между ними.

Сегодня, учитывая рост масштабов военной активности в Евро-Атлантическом регионе и рост числа столкновений между вооруженными силами, НАТО и России необходимо заключить подобное соглашение, чтобы избежать инцидентов и просчетов, которые способны привести к эскалации напряженности и даже конфронтации.

Также будет полезно привлечь к начальному этапу переговоров Швецию и Финляндию, которые подвергаются опасностям, связанным с активизации военной деятельности в Прибалтике.

Эксперты, подписавшие заявление этой Рабочей группы, убеждены в необходимости добиться этой цели как можно быстрее. Хотя на первый взгляд это может показаться исключительно бюрократической и технической мерой, вполне возможно, от нее будет зависеть будущее евро-атлантической системы безопасности.

Подписано:

Бывший министр иностранных дел Польши Адам Даниэл Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld) (сопредседатель рабочей группы); бывший министр обороны России, председатель Российского совета по международным отношениям, член-корреспондент Российской академии наук Игорь Иванов (сопредседатель рабочей группы); бывший министр обороны Соединенного Королевства Дес Браун (Des Browne) (сопредседатель рабочей группы); директор Международной организации стратегических исследований, бывший заместитель министра иностранных дел Турции Оздем Санберк (Özdem Sanberk); бывший министр иностранных дел Испании Ана Паласио (Ana Palacio); бывший министр иностранных дел и обороны Великобритании Малькольм Рифкинд (Malcolm Rifkind); бывший министр обороны Германии Фолькер Рюэ (Volker Ruehe); депутат Европейского парламента, бывший директор филиала Копенгагенского института исследований мира в Финляндии Тарья Кронберг (Tarja Cronberg); председатель правления Института современного развития, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Ю. Юргенс; бывший посол Великобритании в России Тони Брентон (Tony Brenton); Директор Института Европы Российской академии наук Алексей Громыко; бывший министр обороны Франции Поль Килес (Paul Quilès); генерал армии в отставке, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Вячеслав Трубников; бывший министр иностранных дел Турции Хикмет Джетин (Hikmet Cetin).

Это заявление опубликовано от имени только тех членов Рабочей группы, которые его подписали.

О Рабочей группе

Рабочая группа выдвигает предложения, способствующие преодолению всеми странами региона наследия холодной войны и наиболее эффективному реагированию на возникающие в 21 веке вызовы в сфере политики, экономики и безопасности.

Рабочая группа фокусирует свою деятельность на преодолении причин недоверия, существующего на данном этапе между ключевыми странами и акторами в регионе, имеет своей первостепенной задачей построение доверительных отношений, выступает с инициативой создания Большой Европы, в основе которой лежит принцип сотрудничества ее членов, а также предлагает конкретные шаги для достижения этой цели.

В основе деятельности Рабочей группы лежит независимая аналитическая работа, осуществляемая Европейским сообществом лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (ELN), Российским советом по международным делам, Польским институтом международных отношений (PISM) и Организацией международных стратегических исследований (USAK) в Анкаре.