В сентябре в республике Коми по подозрению в хищении госактивов арестовали губернатора Вячеслава Гайзера и его 19 приближенных. В условиях экономического кризиса и финансовых трудностей администрация Путина старается показать россиянам, что борется с коррупцией. При этом она также направила сигнал элите, что больше не будет закрывать глаза на подобные действия. В региональной администрации, позиции которой всегда считались непоколебимыми, появились симптомы разложения, и теперь центральная власть вынуждена принимать жесткие меры.
Предполагается, что губернатор Гайзер и другие представители администрации организовали преступное сообщество для хищения госактивов через свои компании. Центральные телеканалы передали, что у обвиняемых изъяли крупные суммы денег, большое количество дорогих часов. Только в марте по громкому коррупционному делу задержали губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, под чьим контролем также находились и «северные территории».
Большинство региональных руководителей, включая Гайзера, заняли свои посты в то время, когда губернаторы назначались непосредственным указом президента. Их не трогали даже органы охраны правопорядка. Дело Коми, последовавшее за событиями в Сахалинской области, говорит о том, что на поле новые правила игры: чиновников лишили особого негласного права не быть арестованными.
После того, как в 2000 году Владимир Путин занял президентское кресло, он сосредоточился на централизации политических и экономических кругов. Ему удалось создать крепкую централизованную систему. Крупные доходы от нефти и газа перенаправлялись в регионы и государственные корпорации. Основной чертой путинской политики стало формирование преданной элиты.
Тем не менее в 2012 году, когда Путин вновь пришел к власти, экономика вошла в застой. На западные экономические санкции наложилось падение цен на нефть. В настоящее время и государство, и регионы испытывают серьезные финансовые затруднения. Теперь они не могут, образно говоря, закатывать пир горой.
По подсчетам министерства финансов, на реализацию президентских указов только в 2016 году не хватает 893 миллиардов рублей. По прогнозам, министерство сможет выделить только 65,9 миллиарда рублей.
Региональные финансы также находятся в плачевном состоянии. Общая сумма долга субъектов федерации достигла 2,1 триллиона рублей. Одна четвертая всех субъектов находится на грани дефолта. И дело не только в сокращении налоговых сборов: большие суммы уходят на выплату обещанных Путиным повышенных зарплат чиновникам.
Нет сомнений в том, что в будущем году впервые за путинский период сократятся зарплаты государственных служащих, а также пенсии. Региональные госслужащие и пенсионеры являются важным столпом администрации Путина, поэтому политическая обстановка не может не накалиться.
Власть это осознает и пытается представить себя в выгодном свете за счет преследования коррумпированных региональных чиновников, чтобы отвести внимание простого народа от понижения уровня жизни. Можно сказать, что это является классическим примером традиционной российской формулы «царь хороший, бояре плохие». Власть показывает элите, что неприкасаемых нет, тем самым добиваясь еще большей преданности.
Тем не менее некоторые эксперты полагают, что показательные аресты руководителей регионов, наоборот, могут дестабилизировать ситуацию на местах. Региональное руководство, которое много лет считало, что достаточно просто занимать прокремлевскую позицию, теперь задастся вопросом: «кто следующий»? Это приведит к ожесточению подковерной борьбы. Возможно, в скором времени огромная Россия затрещит по швам.