Москва давно переняла американский стиль освещения военных операций. Впервые потчевать прессу нужной им информацией российские военные начали во время второй войны в Чечне. В 2008 году во время войны с Грузией они победили сразу на двух фронтах — реальном и информационном. Но только с началом нынешней военной операции в Сирии Генштаб ВС РФ начал публиковать не только информационные сообщения, но и видеозаписи проведенных операций. Для этого на сайте российского министерства обороны даже появился специальный раздел на русском и английском языках.
Может ли неспециалист на основании этих видеороликов понять, насколько успешно проходит операция российских ВВС в Сирии? Или догадаться, кого именно — исламских террористов, как утверждают в Москве, или светских оппозиционеров, как сообщают западные СМИ, — бомбят российские самолеты? Конечно, не может. Нельзя даже с уверенностью утверждать, что кадры эти действительно были сняты в Сирии. Современный зритель следит за происходящим, как за увлекательной компьютерной игрой.
Цель поражена успешно
Надо отметить, что такой стиль подачи «информации» о военных операциях изобрели не в России. «Война в Персидском заливе? Бомба с лазерным управлением падает точно в дымоход; 2500 вылетов в сутки, в течение 100 дней; один видеоролик, одна бомба», — говорит один из персонажей популярного в середине 1990-х в России американского фильма «Хвост виляет собакой».
И действительно, российские специалисты по информационным технологиям, спродюсировавшие короткометражный сериал «Военная операция в Сирии», используют наработки своих американских коллег. Сколько их было, этих далеких от дома операций, о которых «средний американец» узнавал только из запоминающихся, ярких новостных видеосюжетов.
Дважды американцы атаковали с воздуха Ирак, война в Афганистане, та же Сирия. И всегда освещение шло по одному сценарию. Подтянутый симпатичный офицер, ошеломляющее число вылетов, высокоточное оружие, бьющее точно в цель. И видеокадры, на которых видны неизвестные дома, ракеты, взрывы... А потом — сообщение о том, что цель была поражена успешно.
Цена победы
Но есть между российским и американским подходами и разница, причем очень существенная. В операциях, проводимых США, участвует известное количество солдат и техники. Об их отправке официально и, чаще всего, заранее сообщается прессе. Расходы на военную кампанию не только обнародуются, но и обсуждаются в Конгрессе.
Все, что известно о российской военной группировке — в нее вошли более 50 самолетов и вертолетов. На основании видеосъемок авиационных налетов мы знаем, что помимо бомбардировщиков и вертолетов в сирийском небе летают и российские беспилотники. Они производят разведку, они же снимают те самые видеоролики. Но сколько этих беспилотников — опять не сообщается.
Другой пример. Сейчас большинство экспертов пытаются оценить расходы на российскую операцию в Сирии. Делается это на основе данных об аналогичных американских военных кампаниях. Ведь от российских официальных лиц мы знаем о финансировании сирийской операции лишь то, что она не потребует дополнительных расходов — на нее хватит средств в действующем военном бюджете России.
Никто не знает правды
Про российских военных в Сирии и вовсе речи нет. Они как гвозди, которые покупают в магазине на вес: никто не знает, сколько их точно отправили охранять аэропорт около города Латакия. Те же американцы сообщают, что россиян сейчас в Сирии около батальона. Но Минобороны РФ эти сведения никак не комментирует, а СМИ стараются не мешать военным.
Российские телеканалы рассказывают, какой обед едят в Сирии российские пилоты, в каких домах они живут, есть ли там кондиционеры. Журналисты официозных медиа призывают россиян разделить гордость Кремля о том, что кроме Владимира Путина никто, похоже, не знает всех подробностей и окончательных целей сирийской операции. Президент России в эфире национального телевидения не зря говорит, что «американская разведка — одна из лучших в мире», но «не все знает и не должна все знать» о российской военной кампании в Сирии.
Власти полагают, что российскому народу не положено знать правды, с него хватит и телешоу — вместо реальной войны. В такой упаковке россияне сирийскую войну готовы «купить», заплатив за нее из своего кармана и кровью своих соотечественников.