По оценкам западных аналитиков, участие России может нарушить военный баланс и стимулировать дальнейшее расширение экстремистских групп в Сирии. В то же время президент Сирии Башар аль-Асад и правительство Ирака полагают, что в действительности в прошедший год распространению терроризма способствовали воздушные удары против «Исламского государства», возглавляемые США.
Почему мы сейчас наблюдаем такое сильное вовлечение России в военную ситуацию в Сирии? По мнению аналитиков, это в первую очередь обусловлено соображениями по борьбе с терроризмом. Экстремистские организации, включая ИГ, массово вербуют экстремистских мусульман Кавказа и Центральной Азии. Если падет режим аль-Асада, экстремистские группы получат великолепно расположенную штаб-квартиру за рубежом.
Еще одна серьезная причина, побудившая Россию к воздушным ударам, — нефть. Как заявила британская газета Daily Telegraph, крах цен на нефть разрушает российскую экономику, однако воздушные удары со стороны России, которая в значительной степени зависит от доходов от нефти, будут не только подпитывать напряженность в регионе, но и увеличат риски стран Персидского залива, которые финансируют антиправительственные силы, а также повысят мощь Ирана.
Вместе с тем военные действия России в Сирии отвлекают общественное мнение от украинского вопроса, а также помогают изменить международный имидж страны. 7 октября «Независимая газета» пришла к выводу, что эти действия помогают России «вернуться на международную арену, принуждают западные страны к равноправному диалогу с Россией».
Сложная ситуация
На самом деле, с точки зрения борьбы с ИГ, действия России не обязательно угрожают интересам США. Керри заявил, что действия российской стороны в военной ситуации Сирии являются для Вашингтона благоприятной возможностью.
Американская и российская стороны также выражали возможность сотрудничества по борьбе с ИГ, однако по остальным вопросам наблюдаются разногласия.
Перед тем, как принять участие в Генеральной Ассамблее ООН, Путин в телевизионном интервью CBS сказал, что кризис в стране может быть решен, только если законное правительство Сирии придет к консолидации сил и здоровому диалогу с оппозицией.
США не согласны с этой позицией. В сложившейся ситуации США волнуются не по поводу самого факта военных действий российской стороны в Сирии, а по поводу того, не направлены ли военные действия против оппозиции, так как США желают, чтобы оппозиция свергла режим аль-Асада.
Постоянный представитель США при НАТО Дуглас Льют (Douglas Lute) 7 октября выступил с заявлением о том, что США и Россия могут иметь общие интересы в борьбе против «Исламского государства», однако у них «нет общей цели» в поддержке сирийского режима.
Воздушные удары России также усложняют ситуацию на Ближнем Востоке, и страны Ближнего Востока очевидным образом расходятся в оценках по этому вопросу. Египет, Иран и другие государства приветствуют отправку российских войск в Сирию. В то же время Катар, Саудовская Аравия, Турция и другие страны Ближнего Востока опубликовали заявление, призывающее Россию немедленно прекратить воздушные удары по Сирии.
Можно представить, что США не готовы позволить России встать в центре внимания и захватить их «моральную площадку» и тем более не хотят допустить развала международного «антитеррористического лагеря». В связи с этим в будущем в Сирии, скорее всего, начнется новый раунд соревнований между США и Россией.