Пентагон заявил, что отклоняет предложение Москвы об упорядоченной координации действий в Сирии с министерством обороны России и ограничится получением технической информации по этим вопросам. Одновременно в Тель-Авиве в здании Генштаба прошли первые переговоры между российскими и израильскими военными на уровне заместителей начальников генштабов армий двух государств — как раз такие переговоры, от которых отказались США. Готовность Израиля к переговорам отражает стремление сохранить определенную свободу действий в воздушном пространстве Сирии, естественным образом ограниченную тем, что впервые за долгие десятилетия к северу от Израиля действует современная и хорошо оснащенная авиация. Эти переговоры отражают также желание России избежать столкновений с Израилем в небе над Сирией
Не стоит удивляться, что российская сторона моментально удовлетворила просьбу премьер-министра Биньямина Нетаньяху о встрече с президентом России Владимиром Путиным после того, как стало известно о развертывании российских войск в Сирии, и что координация действий между военными происходит быстро и относительно гладко. Несмотря на традиционную близость Израиля к США, Иерусалим и Москва сотрудничают в сфере безопасности намного теснее, чем кажется со стороны. Во время беседы бывшего президента Шимона Переса с Владимиром Путиным на открытии Пекинской олимпиады летом 2008 года Израиль был предупрежден о готовящейся войне против Грузии. Работавшие в этой стране израильские частные военные советники (в том числе, бригадный генерал запаса Галь Гирш) получили распоряжение заблаговременно уехать. Помимо этого, Израиль продавал России БПЛА, несмотря на то, что Россия поставляет оружие некоторым враждебным странам. В прошлом израильские представители объясняли сохранение добрых отношений с Россией, несмотря на напряженность между Москвой и Западом и растущее число нарушений прав человека, говоря об опасениях за судьбу сотен тысяч российских евреев. Но эти опасения, скорее всего, лишены оснований. К тому же, Владимир Путин сам заинтересован в сотрудничестве с Израилем.
До сих пор нет единства мнений по поводу реального отношения Путина к евреям. Его многочисленные сторонники в еврейской общине России говорят, что президент — великий лидер, свободный от антисемитизма, в том числе, потому, что в детстве и молодости у него были еврейские друзья, и благодаря влиянию, оказанному на него еврейскими учителями. Его критики в ответ говорят, что поддерживаемые Кремлем СМИ регулярно дают трибуну отрицателям Холокоста и людям, называющим евреев источником бед всего мира. Но и противники Путина признают, что президент уважает евреев и жалеет, что многие ученые и исследователи уехали из страны после распада СССР. Подобные чувства, отчасти преувеличенные, он испытывает к еврейскому государству и его военным возможностям. Все годы пребывания у власти Путин старался регулярно принимать израильских лидеров. Он предпочитает беседы тет-а-тет, и премьер-министры Ариэль Шарон, Эхуд Ольмерт и Биньямин Нетаньяху получали от него обещания не поставлять Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300. До сих пор Россия держит слово, и, несмотря на противоречивые заявления недавнего времени, все еще неясно, получит ли Иран когда-нибудь это оружие.
Во время встречи Путина с Ольмертом через несколько месяцев после Второй Ливанской войны израильские военные показали российским коллегам осколки изготовленных в России противотанковых ракет. Не все поверили заверениям Москвы, что противотанковые ракеты попали в руки боевиков «Хезболлы» от сирийских военных без ведома России. Но совершенно точно, что в годы, предшествовавшие гражданской войне в Сирии, поставки оружия из РФ значительно сократились, и большая часть сотрудничества в этой сфере относилась к модернизации устаревших самолетов. Сирия полагалась, в основном, на поставки оружия из Ирана и КНДР. Россия также не знала о строительстве в Сирии ядерного реактора, уничтоженного в 2007 году. Если верить иностранным источникам, то бомбардировку осуществили израильские ВВС. Россия вновь обратила внимание на Сирию только после начала гражданской войны. В прошлом Москва и Иерусалим неоднократно показывали готовность к сотрудничеству. Израиль промолчал, когда стало известно, что Россия модернизирует сирийские крылатые ракеты на базе в порту Тартус и что Москва создала прослушивающую станцию на Голанских высотах. Россия, в свою очередь, ограничилась вялым выражением беспокойства, когда, опять же, по данным иностранных источников, Израиль уничтожал партии российского оружия в Сирии.
Отправляясь в сентябре в Москву, Нетаньяху знал, что хочет услышать от него Путин — что Израиль не собирается активно содействовать свержению Башара Асада. Пока президент США Барак Обама и его партнеры по НАТО пытаются разгадать истинные намерения Владимира Путина, похоже, израильский и российский лидеры отлично поняли интересы друг друга. Возможно, это не совсем военный альянс, но в условиях нынешнего Ближнего Востока и это немало.