Более года понадобилось экспертам, чтобы собрать с восточноукраинских полей обломки сбитого самолета, доставить их поездом в Нидерланды и в ходе напряженной работы реконструировать важнейшие детали «Боинга». Нидерландские специалисты хотели сработать максимально точно, чтобы их отчет нельзя было подвергнуть сомнению. Это продлилось дольше, чем того хотелось бы родственникам, которые скорбят и ожидают ответа на ключевые вопросы.
Воздушное пространство над зонами конфликтов должно быть закрыто
Один из важнейших для будущего выводов из проведенного расследования звучит так: страны, в которых разворачиваются вооруженные конфликты, должны нести ответственность за воздушное пространство. Украина считала верхнюю часть своего воздушного пространства, в которой курсируют самолеты гражданской авиации, безопасной даже после того, как было сбито несколько украинских истребителей. Всего 160 рейсов пролетало 17 июля 2014 года по тому же воздушному коридору над Восточной Украиной, что и MH17, еще три самолета находились в непосредственной близости от малайзийского «Боинга» в момент его гибели. Любой из этих самолетов мог стать жертвой смертельной ракеты.
Сейчас критическое положение сложилось, прежде всего, в воздушном пространстве Сирии и некоторых районов Ирака. В этом регионе также по-прежнему летают пассажирские самолеты. Необходимо полностью закрыть это воздушное пространство для гражданской авиации. И если упомянутые страны из политических соображений не хотят идти на такой шаг, то это задача органов по надзору за полетами и самих авиакомпаний. В регионах, где идут бои, пролет самолетов должен быть запрещен — без всяких «но» или «если». Таков горький урок из истории со сбитым малайзийским «Боингом». Так как дальнобойные системы оружия попадают, в том числе, в руки повстанцев и боевиков разного рода, говорить о безопасности в небе больше не приходится.
Вечное отрицание недостойно
По итогам расследования специалистов ясно также, что к катастрофе привела ракета класса «земля-воздух» из установки российского производства «Бук». Более того, установлено, что смертоносная ракета была выпущена из той части Восточной Украины, которая в июле 2014 года была под контролем пророссийских сепаратистов. Что неспособно сделать техническое расследование причин крушения, так это назвать виновного: Кто находился в тот день в соответствующей области Восточной Украины? Чей палец был на кнопке «пуск»? Кто дал приказ о запуске? Сотрудники спецслужб и прокуроры оценивают собранные сведения: все улики указывают на группу пророссийских сепаратистов.
Путин должен взять ответственность на себя
Москва по-прежнему отрицает свою причастность к катастрофе. Несмотря на большое количество доказательств, российские следователи не признают даже то, что ракета была выпущена из установки «Бук». Несомненно, президент Путин лично не отдавал решающий приказ. Но он по-прежнему делает вид, что вообще не имеет ничего общего с ситуацией на востоке Украины. При этом он хочет, чтобы его обязательно воспринимали всерьез, он хочет быть важным игроком на мировой арене и охотно позирует перед фотокамерами с тиграми и медведями.
Однако он проявляет малодушие и трусость, когда речь заходит о том, чтобы взять ответственность за свои политические и военные решения. В руках поддерживаемых им сепаратистов было его оружие, которое, хотя это пока и не доказано, судя по всему, и привело к катастрофе. Российский президент должен наконец продемонстрировать мужество и признать, что в прошлом году на востоке Украины произошла чудовищная ошибка. Это принесло бы ему хотя бы часть уважения, которое он все время для себя требует.