Было довольно трудно понять, предоставит ли Владимир Путин возможность по-настоящему поздравить себя с 63-м днем рождения, или будет, скорее, демонстрировать непрерывную деятельность. Возможны были оба варианта. Он получил многочисленные поздравления от глав иностранных государств. Однако в планах Путина значилась и рабочая встреча с министром обороны Сергеем Шойгу. Речь шла о российской военной операции в Сирии.
Уверенность и спокойствие — даже во время войны. Таким видит российский народ Путина. По данным проведенного недавно опроса известного московского Левада-Центра, занимающегося изучением общественного мнения, более 70% жителей страны верят в то, что Путин успешно решает проблемы страны и будет продолжать это делать.
Однако результаты его деятельности внутри страны оказываются весьма различными. Экономика хромает, а благосостояние населения снижается с каждым месяцем. Но, по мнению российских граждан, виноват в этом не президент, а бюрократия и отсутствие хорошей команды — так считают 40% опрошенных Левада-Центром людей. По мнению участников опроса, сам Путин очень хочет повысить благосостояние населения.
Так быстро рост экономики не вернется
Почему все еще так ярко светит путинская звезда дома? Это загадка. Ведь людям все яснее становится то, что с экономическим кризисом в ближайшее время никаких изменений не произойдет. И даже в большинстве случаев более оптимистично настроенное Министерство экономического развития в базисном варианте своего нового прогноза исходит из того, что реальные доходы населения и в будущем году будут сокращаться, и даже показатели 2018 года будут ниже уровня предыдущего года.
Это объясняется прежде всего высокой инфляцией, которая, по последним данным, составит в годовом выражении 15%. И вообще российская экономика лишь в 2018-и году вернется на уровень 2014 года, и при этом темпы ее роста будут уступать средним глобальным показателям.
Тем не менее Министерство экономического развития верит в возможность небольшого роста экономики в следующем году, тогда как Международный валютный фонд только что изменил свой прогноз в отношении России на 2016 год, и теперь предсказывает спад экономики на уровне 0,6%.
То обстоятельство, что Россия не так быстро возвращается в зону экономического роста, может записать на свой счет сам Кремль. Хотя и Всемирный банк в своем новом докладе подчеркивает, что Россия оказалась бессильной перед лицом неблагоприятных условий во внешней торговле, вызванных колебаниями цен на нефть.
Однако Всемирный банк упрекает российское руководство в том, что оно само создало неопределенность в экономической политике, на которую постоянно жалуются предприниматели во всех опросах. Без проведения реформ Россия рискует оказаться на десятки лет в ловушке низкого экономического роста, считает Биржит Ханзль (Birgit Hansl), главный экономист Всемирного банка в России.
Собственно, пожар уже давно полыхает под крышей. Весьма характерно и то, что не звучит сигнал тревоги, хотя Министерство экономического развития предсказывает дальнейшее сокращение инвестиций в следующем году. При этом и в Кремле пришли к убеждению относительно того, что страна только с помощью инвестиций в качестве движущей силы сможет перейти в новой экономической модели.
Российские предприятия не инвестируют средства
Однако для инвестиций нужны ясные правила игры и уверенность в том, что они не изменятся в ближайшем будущем. Но именно подобную уверенность и доверие инвесторов трудно восстановить. В конечном итоге, именно государство в течение многих лет расширяло прямое влияние на экономику, позволяло государственным гигантам поглощать хорошо работающие частные предприятия, и вместо функционирующей рыночной экономики с ясными и предсказуемыми правилами устанавливало ситуативное ручное управление всемогущего Кремля.
В подобной ситуации, которая после массовых протестов 2012 года лишь усугубилась вследствие проведения гораздо более репрессивной политики, те предприятия, которые еще не покинули страну, пока воздерживаются от инвестиций, которые имеют исключительно важное значение.
И дело не в том, что предприятия не обладают достаточным количеством денег, — отметил Дмитрий Полевой, аналитик компании ING Group в интервью российской газете «Ведомости». По его мнению, вопрос относительно инвестиций — это вопрос предсказуемости государственной политики. Однако государство не готово к серьезным структурным изменениям — на этом принципе и основывается экономическая политика в целом.
На самом деле отказ Путина от этой традиции был бы равносилен изменению парадигмы. Евгений Ясин, бывший министр экономики, а сегодня научный руководитель Высшей школы экономики, крупнейшего московского экономического университета, недавно в интервью газете Welt сказал, как Путин должен объяснить это народу.
«Путин должен сказать: у меня раньше было ощущение, что мы еще не готовы к реформам, и поэтому я выбрал курс на укрепление государственной власти. Но теперь давайте усилим свободное предпринимательство и конкуренцию, а также ограничим власть полиции!» Ясин не исключает, что Путин в ответ на призывы своих либерально настроенных советников может пойти именно по такому пути. «Однако вероятность подобного варианта я не считаю высокой», — добавляет Ясин.
Финансовые резервы сокращаются
Слишком многие неплохо устроились в рамках существующей модели. И даже если она кого-то не удовлетворяет, переход к другой социально-экономической системе координат воспринимается как неудобный или даже опасный. Это относится не только к широкой массе людей с невысокой заработной платой и пенсионерам, но и к консервативным сторонникам жесткой политики, которые вместе с Путиным получили доступ к прибыльным кормушкам.
Насколько острой является необходимость действовать и насколько ограниченным представляется игровое пространство, когда из страха перед сопротивлением никто не хочет никого ущемлять, показывает дискуссия по поводу бюджета, проводившаяся в течение последних месяцев. Такие острые вопросы как повышение пенсионного возраста продолжают оставаться запретными, хотя их постоянно поднимает Министерство финансов. Как и вопрос о прекращении выплаты пенсии работающим пенсионерам.
Но и большая часть других предложений Министерства финансов была отвергнута. От приватизации уже отказались в сентябре по причине слабой конъюнктуры. Вместо этого теперь будут повышены налоги на нефтяную промышленность, что затормозит инвестиции в этот сектор экономики. А опустошения Резервного фонда вообще нельзя избежать. Две третьи дефицита бюджета, который теперь увеличился до 3% ВВП, будут покрыты из резервов.
В четверг правительство удивило еще и своим отказом от запланированного сокращения расходов на оборону. В конечном итоге расходы на военных, полицию и социальные нужды составят три пятых бюджета, тогда как расходы на образование и здравоохранение будут сокращены на одну десятую часть.
Сегодня говорят о том, что наиболее важные реформы будут перенесены на период после парламентских выборов, намеченных на сентябрь следующего года. Как раз в следующем году будут израсходованы последние миллиарды из Резервного фонда, а возможности получения дополнительных доходов будут исчерпаны, считает Владимир Тихонов из финансовой группы БКС.
Шанс Путина стать реформатором
Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко недавно нарисовала мрачную картину. «Если мы потратим на покрытие дефицита последние финансовые ресурсы, то тогда мы не сможем говорить о развитии и инвестициях в частный сектор», — подчеркнула она. По ее мнению, в 2017-2018 годах эти ресурсы будут израсходованы.
К этому можно добавить сообщение агентства Bloomberg, которое, ссылаясь на мнение высокопоставленного российского чиновника, указывает на критический 2018 год, когда в России состоятся президентские выборы. Вот тогда, вероятно, и предстоит серьезно заняться реформами, считает этот кремлевский чиновник. Именно в тот момент Путин, возможно, вновь получит шанс войти в историю как реформатор. В любом случае он больше не исключает выдвижения одной кандидатуры.