В последние недели ситуация в Иерусалиме и на Западном берегу Иордана резко обострилась. Жертвами нападений со стороны арабов стали не менее 7 израильтян, около 100 — ранены. В результате ответных действий израильской армии и полиции убиты свыше 30 палестинцев. Размах протестов и акций насилия позволяет говорить о возможном начале третьей палестинской Интифады (восстания). Первая имела место в 1987-93, вторая — в 2000-2005 годах. Однако есть и существенные отличия: первые две Интифады являлись организованными выступлениями и координировались палестинским руководством. Сегодня же речь идет об индивидуальном терроре и акциях протеста, организуемых в альтернативных соцсетях, в то время как палестинская администрация под руководством Махмуда Аббаса формально продолжает сотрудничать с Израилем в вопросах безопасности. Наблюдатели отмечают, что движущей силой нынешних выступлений является палестинская молодежь, которая не прислушивается к авторитету старого руководства ООП и выражает свой накопившийся протест против бесправия, безработицы и нищеты.
В этой ситуации кабинет министров Израиля под председательством Биньямина Нетаньяху принял решение о блокаде Восточного Иерусалима и установлении там комендантского часа. Израильская полиция приступила к установке блок-постов вокруг населенного преимущественно арабами Восточного Иерусалима и проверке автомобилей, в арабские кварталы были направлены армейские подразделения. Именно выходцами из этих кварталов, по данным властей, была совершена серия недавних нападений на израильтян. Блокада стала исключительной мерой, которая затронет около 300 тысяч человек — свыше трети всего населения Иерусалима. Кроме того, кабмин Израиля принял радикальное решение — не выдавать тела погибших террористов семьям, чтобы их похороны не становились поводом для акций в поддержку насилия и восхваления «шахидов». Их будут хоронить на специальных кладбищах в удаленных районах страны.
Этот комплекс мер были принят в результате многочисленных нападений на израильтян, а также длящихся почти месяц столкновений между палестинской молодежью и израильской армией на Храмовой горе в Иерусалиме. Палестинцы обвиняют израильские власти и еврейских радикалов в попытках изменить статус-кво святых мест. Арабы пытались воспрепятствовать группам еврейских активистов молиться на Храмовой горе, к которой примыкает Стена Плача, в то время как израильская полиция ограничила допуск на Храмовую гору для палестинской молодежи.
Представитель ведущей палестинской партии ФАТХ назвал блокаду Восточного Иерусалима «актом колективного наказания, противоречащим международным нормам». В свою очередь, представитель ХАМАС заявил, что меры израильского правительства не смогут остановить Интифаду. Даже премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху был вынужден признать, что против индивидуального террора нет «чудодейственных средств». Действительно, до сих пор жесткие действия израильского руководства не смогли остановить волну насилия. Генсек ООН Пан Ги Мун со своей стороны выразил беспокойство в связи с «чрезмерным применением силы» израильскими силовиками.
Особое беспокойство у израильтян вызывает тот факт, что речь идет не только об индивидуальном терроре. За многими нападениями последних недель стоят Хамас, а также ИГ, вернее, их ячейки на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. ХАМАС управляет ими через социальные сети из сектора Газа, при этом все чаще используя символику ИГИЛ — черный флаг с мечом.
События на Храмовой горе и акты насилия с обеих сторон отражают растущую напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, а также — отсутствие политической воли к миру как у израильского, так и палестинского руководства. Биньямин Нетаньяху, возглавляющий коалицию правых и ортдоксальных партий, вынужден уступать требованиям консерваторов по строительству израильских поселений на оккупированных территориях, в то время как еврейские колонисты и радикальные организации требуют все более жестких мер — вплоть до сноса домов не только террористов, но и всех протестующих палестинцев. При этом правительство Израиля не имеет позитивной концепции по решению палестинского вопроса, ставка делается исключительно на силовые методы подавления любых форм протеста.
Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, со своей стороны, уже не призывает к миру: стареющее руководство ФАТХ неспособно контролировать акции протеста и договариваться с ХАМАС с целью выработки единой палестинской позиции в нынешней ситуации. В условиях, когда руководство как Израиля, так и ООП не в состоянии вывести мирный процесс из тупика, на сцену выходит молодое поколение палестинцев, которое готово прибегнуть к насилию, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Однако насилие порождает насилие, и это может привести к непредсказуемым последствиям.
Речь идет не только о религиозно-этническом, но и социальном протесте. По данным израильских правозащитных организаций, 75% арабов Восточного Иерусалима живут ниже черты бедности. Хотя жители арабских районов платят муниципальные налоги, город не обеспечивает их основными службами, такими как уборка мусора и снабжение водопроводной водой.
Нынешнюю волну протестов уже называют «молодежной». В 2014 году население палестинских территорий (включая Восточный Иерусалим) составило 4,6 миллиона человек. В условиях высокой рождаемости (4,5 ребенка на женщину) доля молодежи (0-14 лет) превышает 40%. Согласно демографическим прогнозам, уже в 2020 году палестинцы превзойдут по численности евреев на территории, включающей Израиль и оккупированные территории. При этом речь не идет об израильских арабах, численность которых составляет 1,6 миллиона человек, или около 20% населения Израиля. Безработная молодежь, и это правило действует для всех стран мира, является одной из главных движущих сил революций. Что касается палестинской молодежи, то она подвержена колоссальной психологической фрустрации, поскольку чувствует, что не имеет будущего. Взрывоопасных факторов в данном случае много: национально-религиозных, социально-экономических и политических. Сама обстановка на Ближнем Востоке (подъем исламизма, пропаганда ХАМАС и ИГИЛ) побуждает палестинскую молодежь к агрессивным действиям. Плюс ко всему появились современные средства коммуникаций, мобильная связь и интернет, которые позволяют организовывать новые структуры по сетевому принципу, проводить флешмобы.
Нейтрализовать молодежные выступления одними силовыми методами не удавалось до сих пор ни в одной стране мира. Нынешняя ситуация на палестинских территориях грозит перейти если не в Интифаду, то в затяжной кризис, имеющий мало перспектив на разрешение.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.