В первые годы правления Путина одним из поразительных явлений в отношении России был огромный рост ее международных резервов. На фоне все более беспорядочного состояния в области определения российской экономической политики строгая макроэкономическая дисциплина первых двух президентских сроков Путина задним числом выглядит все более и более привлекательно. Это особенно верно в отношении сознательного решения руководства о том, чтобы направить на формирование резервов огромный процент неожиданного дохода, полученного от высоких цен на нефть.
В 1999 году Россия еще находилась в состоянии дефолта по своему суверенному долгу, и она выглядела так, как и должна выглядеть страна с развивающейся экономикой в посткризисный период: ей едва хватало резервов для «покрытия» импорта, а Центральный банк не имел возможности совершать интервенции на рынках иностранных валют. В марте 1999 года общий объем международных резервов России достиг самой низкой точки и составил всего 10,7 миллиарда долларов.
Однако затем Россия быстро накопила большую сумму денег. Это относится в первую очередь к периоду резкого взлета цен на нефть в 2007 и 2008 годах. С января 2007 года по июль 2008 года международные резервы России увеличились на огромную сумму — на 293 миллиарда долларов и почти достигли отметки в 600 миллиардов долларов. Накопленные российским Центральным банком «запасы» оказались невероятно полезными во время кризиса 2009 года, когда Россия спалила более 200 миллиардов долларов в попытке стабилизировать экономику и предотвратить «беспорядочную» девальвацию рубля. Некоторая часть этих денег была использована не особенно мудро, поскольку попытки помешать рынку увеличить стоимость валюты после колоссального внешнего шока весьма похожи на повторное выбрасывание денег на ветер, однако частично благодаря агрессивным действиям Центрального банка Россия смогла выйти из кризиса быстрее, чем большинство других европейских стран.
Затем в течение нескольких лет после этого ничего особенного не происходило. Российские резервы после 2009 года выросли незначительно, а потом они стабилизировались примерно на уровне 500 миллиардов долларов, что было ниже пикового докризисного уровня, но это была достаточно приличная сумма в сравнении с другими периодами.
Однако с начала 2014 года, когда кризис на Украине (и последовавшие за этим санкции со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза) стали оказывать негативное влияние на экономику, а давление на рубль постоянно росло, российские монетарные власти начали все больше и больше расходовать накопленные ранее резервы.
В первой половине 2014 года, когда обвалились цены на нефть, использование резервов значительно увеличилось. В период с сентября по ноябрь Центральный банк потратил почти 40 миллиардов долларов, пытаясь защитить рубль. Но было очевидно, что его уже нельзя было удержать в устойчивом состоянии, и этим во многом объясняется решение российского руководства отпустить рубль в свободное плавание.
Российские резервы продолжали сокращаться в течение еще нескольких месяцев, и нижняя точка была достигнута в апреле, однако с того момента они увеличились примерно на 15 миллиардов долларов. Это не означает, что вернулись старые добрые времена, однако на макроуровне ситуация стабилизировалась, и властям удалось остановить кровотечение.
Российский импорт, несмотря на падение цен на нефть (и, соответственно, снижение стоимости экспорта), сократился, по сути, в таких огромных масштабах, что у страны вновь образовался скромный профицит в расчетах по текущим операциям. Это, разумеется, никаким магическим образом не исправляет всех недостатков российской экономики, но, тем не менее, способствует тому, что страна, судя по всему, сможет избежать того финансового кризиса, который многие предсказывали.
Не стоит ожидать того, что Россия вернется к быстрому росту, но вполне можно ожидать, что она будет продолжать более или менее справляться с существующими проблемами.