Пока президент Владимир Путин пытается вернуть России статус крупного игрока на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия посягает на традиционное поле деятельности России, начав поставки дешевой сырой нефти в Польшу.
На прошедшем недавно инвестиционном форуме Игорь Сечин, глава крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть», выразил недовольство по поводу того, что саудовцы вышли на польский рынок. «Они активно демпингуют», — заявил он. Не меньше обеспокоены и другие руководители российских нефтяных компаний. Представитель «Татнефти» Николай Рубченков высказался в четверг на круглом столе в Госдуме: «Не является ли этот шаг первой ласточкой к переделу западного рынка? … Не нужно ли в энергостратегии отразить какие-то дополнительные меры государства, направленные на сохранение интересов России на существующих западных рынках?».
Европейские трейдеры и нефтепереработчики подтверждают, что Саудовская Аравия предлагает свою нефть со значительными скидками, что делает ее нефть более привлекательной, чем сырец из России. И даже при том, что большинство восточно-европейских нефтеперерабатывающих заводов в техническом плане привязано к той нефти, которая поставляется из России, беспокойство российских нефтяников вполне оправдано.
В 1970-е годы Саудовская Аравия поставляла половину своей нефти в Европу, но затем Советский Союз построил нефтепроводы для поставок на экспорт нефти из своих многочисленных богатейших месторождений в Западной Сибири, и саудовцы переключились на азиатские рынки, где начал расти спрос, и где можно было рассчитывать на более выгодные цены. Доля Саудовской Аравии на европейском рынке нефти-сырца продолжала уменьшаться. В 2009 году она сократилась до минимума 5,9%, а доля России увеличилась в 2011 году до 34,8%. В последние годы Саудовская Аравия постепенно увеличила свое присутствие на западном рынке, и в 2013 году ее доля составила 8,6%, но она никогда не пыталась пробовать свои шансы на польском рынке.
Как и большинство стран центральной и восточной Европы, Польша на протяжении долгого времени покупала нефть у российских нефтяных компаний. В прошлом году около 75% энергоносителей она закупала в России, а остальную часть импортировала из Казахстана и стран Европы. Однако Польша является одной из стран, которые наиболее активно добиваются снижения зависимости Евросоюза от российских энергоносителей. После того, как в прошлом году Путин аннексировал украинский Крым, Польша, граничащая с Украиной, увеличивает расходы на оборону и предпринимает другие шаги по укреплению собственной безопасности. К тому же, она сотрудничает и с небольшими соседними государствами. В четверг она объявила о подписании соглашения с Литвой, Латвией и Эстонией о строительстве газопровода между странами Балтии и Польшей, что позволит в будущем снизить зависимость этих стран от поставок российского газа.
В этих условиях удачным решением проблемы станет новый и надежный поставщик. Что же касается саудовцев, им необходимо расширение рынка за пределы Азии, где наблюдается уменьшение спроса.
Кремль и российские поставщики нефти уже давно отмечают стремление Европы диверсифицировать свои источники энергоносителей и поэтому занимаются поиском новых рынков сбыта. До 2000 года практически всю свою нефть Россия поставляла в Европу. К прошлому году европейский рынок сбыта российской нефти сократился более чем на треть.
На азиатском рынке Россия стала для Саудовской Аравии серьезным конкурентом. В мае объемы поставок российской сырой нефти даже на какой-то период превысили экспорт аравийской нефти. Теперь же, когда саудовцы ведут жестокую ценовую войну за свою долю на рынке — причем, не только с американскими компаниями, добывающими сланцевую нефть, но и со всеми странами-поставщиками, не являющимися членами ОПЕК — они выходят на традиционный рынок сбыта российской нефти.
Это может обернуться более серьезным противостоянием между двумя крупнейшими в мире поставщиками нефти, у которых и так уже существуют значительные разногласия по вопросу войны в Сирии. Пока, по прогнозам ОПЕК и Международного энергетического агентства, в следующем году ожидается умеренное повышение спроса, но если показатели экономического развития Китая будут по-прежнему ниже ожидаемых, этот рынок может оказаться для русских и саудовцев недостаточным. Обе эти страны зависят от продажи нефти, и сохранение своей доли на рынке является для них вопросом выживания.
Борьба за рынки сбыта нефти — это опасный скрытый фактор, определяющий политику Путина на Ближнем Востоке. Российский президент надеется, что когда его союзник Иран вновь выйдет на мировой нефтегазовый рынок, Россия, так или иначе, будет участвовать в прибылях — возможно, построив новые трубопроводы на территории Сирии. Кроме того, он хочет помешать Саудовской Аравии в создании в Сирии новых маршрутов для экспорта. Теперь, когда энергетическое господство России в Европе оказалось под угрозой, Путин в своем решении урегулировать сирийский конфликт на своих условиях может занять лишь более твердую позицию.