Киев — Мустафа Найем — 34-летний депутат украинского парламента, которого в Киеве называют «Отцом революции» благодаря той роли, которую он сыграл в разжигании протестов на Майдане два года назад.
И он по сей день сохраняет верность своим убеждениям.
Ранее в октябре украинский парламент принял закон, выдвинутый Найемом и его единомышленниками, который призван сократить влияние украинских олигархов в вопросах, касающихся финансирования партий. Как Найем написал на своей странице в Facebook, этот закон должен стать «молотом и скальпелем, умелое использование которых может вырезать сердцевину политической коррупции».
Найем очень хорошо разбирается в принципах работы социальных сетей, где он не просто ищет одобрения своих идей, но и активно действует. 21 ноября 2013 года, вскоре после заявления тогдашнего президента Виктора Януковича о том, что он изменил решение и не будет подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Найем опубликовал на стене своей страницы в Facebook: «Не нужно просто лайкать этот пост. Напишите, что вы готовы, и мы постараемся что-нибудь начать». Более тысячи человек написали в комментариях «Я готов», и Найем призвал их выйти в тот день на Площадь независимости, на Майдан, чтобы выразить свой протест. Сначала это были в основном студенты. Однако скоро демонстрации стали массовыми, и в феврале Янукович покинул Украину.
«Революция, которую мы начали два года назад, еще не закончилась, — сказал Найем в своем интервью изданию The Daily Beast. — Следующий прорыв произойдет внутри парламента».
По словам этого молодого политика, его приводит в ужас то, что, несмотря на огромное количество крови, которая пролилась во время протестов на Майдане и до сих пор проливается на востоке Украины, новое руководство страны продолжает покрывать преступления на самом высоком уровне.
«Я шокирован тем, как настойчиво система старается нас подавить, — сказал Найем. — Бюрократы старой закалки боятся передавать полномочия молодым, и продолжают просто менять местами одних и тех же людей».
Несколько дней назад Найем выступил против генерального прокурора Украины Виктора Шокина, призвав к более тщательному судебному разбирательству по делу так называемых бриллиантовых прокуроров. Ранее в этом году полиция обнаружила 35 пакетов с бриллиантами, кокаином и наличными во время обыска у первого замначальника Главного следственного управления Владимира Шапакина и зампрокурора Киевской области Александра Корнийца. Эти чиновники были арестованы.
По словам Найема, арест этих чиновников — это всего лишь «крохи, которые власти подбрасывают народу», и эти попытки очистить систему от коррупции не носят систематического характера. Украинские гражданские активисты, в том числе Антикоррупционный центр, утверждают, что попытки президента Петра Порошенко справиться с коррупцией «бесполезны».
Найем и его друзья, первые революционные лидеры Майдана, настаивают на том, что президент Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк должны позволить правоохранительным органам наказывать их «собственных людей».
Найем привел конкретные примеры. «В отношении коррумпированных бюрократов, близких к премьер-министру, к президенту, в том числе в отношении главы президентской администрации… необходимо начать расследование, чтобы показать народу, что у власти самые серьезные намерения, — сказал Найем во время нашей беседы в кофейне, расположенной в центре Киева. — Высокопоставленные чиновники продолжают красть миллионы, тогда как рядовой член бюрократической системы получает около 100 долларов в месяц».
«Нынешняя система работает не лучше системы Януковича, — сказал Найем. — Когда я вижу свидетельства попыток спрятать доказательства коррупции на самом высоком уровне, я думаю: хорошо, значит, вы еще не поняли, что на самом деле сейчас происходит на Украине — либо мы живем в разных измерениях».
Пока мы беседовали с Найемом, люди, заходившие в кофейню и замечавшие его, смотрели на него с признательностью, а официантка Ярослава даже попросила его с ней сфотографироваться. «Я помню, как вы смело сказали Януковичу прямо в глаза о том, что он слишком роскошно живет», — сказала она.
Найем, родившийся в Кабуле, покинул Афганистан в советские времена, будучи еще ребенком. Его отец сначала привез его в Москву, а затем в Киев, где Найем изучал математику и ракетостроение. Но после окончания института он начал работать репортером, ведущим независимые расследования фактов коррупции в правоохранительных органах и государственных институтах. «Должно быть, такова моя карма», — объяснил он.
Ранее в этом году Найем записался на курсы подготовки для поступления в недавно реформированные силы полиции карпатского района. «Я уже дважды менял род занятий: из репортера в депутаты, а теперь в полицейские», — пошутил он. Найему было важно узнать, как система работает изнутри.
В парламенте он перешел из Комитета по европейской интеграции в Комитет законодательной поддержки правоохранительных органов. А с запада Украины Найем отправился на восток, на Донбасс, где полицейские часто вступали в ряды ополченцев.
«После того как более 12 тысяч полицейских предали государство и присоединились к сепаратистам в Донецке два года назад, жители Краматорска и Славянска сомневаются в том, что новые сотрудники правоохранительных органов сохранят верность, — сказал Найем. — Наша задача — показать пример на Донбассе, создать безупречную, некоррумпированную полицию европейского образца, чтобы дать людям рабочие места и надежду».