Бывший постоянный представитель США в ООН Залмай Халилзад (Zalmay Khalilzad) утверждает, что на мировой сцене российский президент Владимир Путин использует «слабость» президента Обамы в своих интересах.
«Он пользуется относительной, скажем так, слабостью укрепления позиций, которую демонстрирует президент Обама, — заявил Халилзад в своем интервью Джону Катсиматидису (John Catsimatidis) в воскресном эфире его авторской программы The Cats Roundtable на радиостанции AM 970 New York. — Он хочет показать, что для решения ближневосточной проблемы придется действовать совместно с Россией, что США — это держава, влияние которой ослабевает, а Россия — держава с растущим влиянием».
Халилзад, бывший советник президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) по внешнеполитическим вопросам, считает, что Путин «преувеличивает» военную мощь России, чтобы скрыть слабость ее экономики и низкий уровень общего развития, что делает его «опасным».
«Нам необходимо противостоять России в Сирии, оказывая поддержку тем группам, которые симпатизируют Западу, активнее выступая против ИГИЛ и активизировав свою деятельность в гуманитарной плоскости, — сказал Халилзад. — Но в то же самое время, учитывая, что Россия заявила о себе в качестве игрока, мы теперь не можем отстранять ее от участия в возможном урегулировании сирийского конфликта».
Халилзад, который был еще и послом США в Афганистане и Ираке, высоко оценил то, что Обама корректирует свою внешнюю политику таким образом, чтобы во время своего второго президентского срока не выводить войска из Афганистана.
«По Афганистану я считаю, что решение президента отложить выполнение своего прежнего обещания о выводе американских войск из Афганистана в полном составе к концу 2016 года и оставить их там, чтобы уже следующий президент решал, выводить ли их полностью или нет — это разумный шаг в корректировании политики с учетом ситуации, сложившейся в этом регионе», — сказа Халилзад.
Однако по его словам было бы лучше, если бы президент до конца 2016 года не сокращал численность контингента американских войск в Афганистане с 9800 до 5500 человек.
«Думаю, что корректирование политики по Афганистану было целесообразным, хотя, на мой взгляд, нам следует оставить там немного больше войск, чем решил президент, — заявил Халилзад. — Он собирается оставить там контингент численностью менее 6 тысяч человек. С военной точки зрения предпочтительным вариантом решения было бы оставить там войска в том количестве, в каком они там присутствуют сейчас — менее 10 тысяч, но считаю, что по сути его действия правильны».
В целом в отношении ситуации в Афганистане Халилзад высказался довольно оптимистично, отметив, что США в состоянии препятствовать проникновению террористов в страну, имея там контингент численностью менее 10 тысяч человек, при том, что раньше для этого требовалось присутствие 100 тысяч военнослужащих.