На недавнем инвестиционном форуме глава «Роснефти» — крупнейшей в России нефтяной компании — Игорь Сечин пожаловался на появление саудовской нефти на польском рынке. «Они активно демпингуют», — заявил он. Другие российские нефтяники тоже обеспокоены. «Не является ли этот шаг первой ласточкой к переделу западного рынка? — заметил в четверг на круглом столе представитель Татнефти Николай Рубченков. — Не нужно ли в Энергостратегии отразить какие-то дополнительные меры государства, направленные на сохранение интересов России на существующих западных рынках?»
Европейские трейдеры и нефтепереработчики подтверждают, что Саудовская Аравия предлагает свою нефть с большими скидками, и это делает ее топливо привлекательнее российского. Хотя большинство европейских НПЗ сейчас технологически ориентированы на российскую нефтяную смесь, у российских нефтяников есть основания тревожиться.
В 1970-х годах Саудовская Аравия продавала в Европу половину своей нефти, однако затем Советский Союз построил экспортные нефтепроводы от богатых западносибирских месторождений, и саудиты переключились на азиатские рынки, на которых тогда увеличивался спрос, что давало возможность получить лучшую цену. В дальнейшем доля Саудовской Аравии на европейском рынке нефти продолжала падать, пока в 2009 году не достигла низшей точки — 5,9%. Российская доля достигла пика — 34,8% — в 2011 году. В последние годы Саудовская Аравия потихоньку наращивала свое присутствие в Европе, доведя свою долю к 2013 году до 8,6%, однако проникнуть в Польшу она до сих пор не пыталась.
Как и большая часть Центральной и Восточной Европы, Польша долгое время была клиентом российских нефтяных компаний. В прошлом году примерно три четверти своего топливного импорта она получала из России, а остаток — из Казахстана и европейских стран. При этом Польша считается центром попыток снизить европейскую зависимость от российских энергоносителей. После того, как Путин в прошлом году аннексировал у Украины Крым, Польша, соседствующая с Украиной, увеличила военные расходы и усилила меры по укреплению безопасности. Многое она делает совместно с соседними малыми странами. В четверг она объявила, что заключила с Литвой, Латвией и Эстонией соглашение о строительстве газопровода, который должен будет в дальнейшем обеспечить Прибалтике независимость от российского газа.
В этом контексте появление нового надежного поставщика — это большая удача. Что касается Саудовской Аравии, ей нужно расширять поставки за пределы Азии, в которой падает спрос.
Кремль и российские нефтяники давно чувствуют, что Европа стремится диверсифицировать источники энергоносителей, и это заставляет их искать новые рынки. До 2000-х годов почти весь российский нефтяной экспорт шел в Европу. Уже к прошлому году в Европу шли только две трети от него.
На азиатских рынках Россия стала серьезным конкурентом Саудовской Аравии, которую в мае даже смогла обогнать по поставкам нефти в Китай. Теперь саудиты, вовлеченные в безжалостную борьбу за долю рынков — не только с американскими поставщиками сланцевой нефти, но и со всеми нефтедобывающими государствами, которые не входят в Организацию стран-экспортеров нефти, — приходят на традиционный российский рынок.
Это может перерасти в еще более активный конфликт между двумя крупнейшими в мире экспортерами нефти, отношения между которыми уже успели сильно испортиться из-за событий в Сирии. Сейчас ОПЕК и Международное энергетическое агентство прогнозируют на следующий год небольшой рост спроса, однако если показатели китайской экономики по-прежнему будут хуже, чем ожидалось, китайский рынок может оказаться слишком маленьким для русских и саудитов. При этом, так как экономики обеих этих стран зависят от нефтяного экспорта, сохранение доли рынка для них — вопрос выживания.
Нефтяная конкуренция выглядит опасным скрытым фактором ближневосточной политики Путина. Российский лидер надеется, что Россия сможет получить выгоду от возвращения на нефтегазовый рынок союзного ей Ирана. Вероятно, в этом ей должны будут помочь новые сирийские трубопроводы. Россия также хочет помешать Саудовской Аравии продолжить через Сирию экспортные маршруты. Теперь, когда на кону стоит также энергетическое преобладание в Европе, Путин скорее всего будет еще упорнее стремиться разрешить сирийский конфликт исключительно на своих условиях.
Пока президент Владимир Путин пытается снова сделать Россию одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия начинает атаку на один из традиционных российских рынков, поставляя дешевую нефть в Польшу.
