В ночь с четверга на пятницу, в момент, когда Европейский совет обсуждал проблему с миграционным давлением к ЕС, выстрел болгарского пограничного полицейского ранил смертоносно одного из 54 нелегальных афганских иммигрантов, отказавших подчиниться распоряжению остановиться. В МВД сообщили, что выстрел не был направлен на мигранта, а пуля попала в него от рикошета, но некоторые быстро оспорили это, и даже настояли, что речь идет не о пограничном инциденте, так как произошедшее случилось уже далеко от границы.
Спикер представительства Верховного комиссариата по вопросам беженцев при ООН в Болгарии Борис Чеширков заявил, что он шокирован фактом, что мигрант, ищущий защиты в Болгарии, встретил свою смерть, и напомнил, что это первый случай застреленного иммигранта на границе Европейского союза.
Явно, что инциденту придается очень большое значение, раз из-за него премьер-министр Бойко Борисов покинул дебаты в Брюсселе и вернулся в Болгарию. Последовали реакции со стороны председателя Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера и председателя Европейского совета Дональда Туска. В потоке сочувствия к тяжелой участи мигрантов прокрались и нотки осуждения действий пограничных властей. Осуждено было само употребление оружия против пересекающих национальную границу нелегально, а не через соответствующие пропускные пункты.
И как-то вообще не был поставлен вопрос: что другое мог сделать патруль из трех человек, наткнувшись ночью в сильно пересеченной местности на 54 неизвестных, которые, вместо того, чтобы подчиниться распоряжению стоять, пошли прямо на патруль? О-о-о, можно поставить и вопрос, является ли этот случай неподчинения изолированным, или верно то, что всего за несколько часов до фатального инцидента, на территории города Бургас, после преследования полицейскими и жандармерией, было задержано 15 афганцев?
Почему они бегут, если так или иначе, в какой-то момент, они должны легализироваться? Почему вообще, ища защиту, некоторые мигранты отказывают считаться с тем, кто мог бы дать им ее и кто, кстати, обязан защищать свое собственное население?
Часть населения уже дала свой ответ, инициировав в бургаском регионе сбор подписей в защиту выстрелившего пограничного полицейского. В случае нельзя обвинить ни полицейского, выполняющего свой долг, ни болгарское государство, отправившего его охранять границу и его население. В конечном счете, после четырех лет массового наплыва нелегальных иммигрантов, один изолированный фатальный случай, среди тысячей других, незаконного пересечения границы, не может быть критерием, по которому делать заключения.
Намного больше мигрантов погибло по пути в Европу, еще до прибытия в Болгарию, но при других обстоятельствах. Идет процесс переселения с беспрецедентными в современной истории масштабами и сложными ситуациями, требующими ответственного и корректного поведения всех замешанных сторон.