Москва — Морской капитан из Крыма, шестидесятилетний Александр Ткаченко, смотрит на российскую интервенцию в Сирии с места в первом ряду. Его торговое судно уже почти три месяца стоит на якоре у сирийского берега в окружении военных кораблей из России.
Ни Ткаченко, ни судовладелец из России, ни команда из десяти украинских моряков не имеют отношения к полыхающей пятый год гражданской войне в Сирии, но застряли на подступах к театру военных действий, когда доставили в сирийский порт Тартус электротрансформаторы и оказались втянуты в судебное разбирательство.
Лежать в дрейфе рядом с зоной боевых действий, оставив паспорта на берегу в паре морских миль от судна, и ждать исхода судебной тяжбы, от которой зависит, когда моряки и их корабль под названием UCF-6 смогут вернуться домой, — не тот образ жизни, который придает уверенности в завтрашнем дне.
«Если только начнут стрелять, я выдерну якорь и уеду отсюда. И плевать мне на эти паспорта и на все, что угодно, — сказал капитан Рейтер с по телефону с борта корабля. — Если что-то будет угрожать здоровью команды, что я буду, стоять и ждать, пока в меня стрельнут, что ли?»
Пока, по его словам, его команда видела не войну, а интенсивный морской трафик вокруг подконтрольного властям Сирии Тартуса, где Россия держит военно-морскую базу.
Этот тот порт, через который Россия доставляет в Сирию большую часть вооружения и оборудования для своей военной операции, раздражающей западные страны. Ткаченко говорит, что сейчас в Тартусе стоят на якоре три военных корабля — как он думает, российских, — а вокруг часто ходят патрульные катера.
Сейчас его судно задержано и не может уйти в море. Теоретически морякам разрешено уехать, но если они это сделают, то боятся, что потеряют зарплаты.
Несколько членов команды, тем не менее, вернулись домой, потому что “начала ехать крыша”, как говорит капитан: «Как вы думаете, на одни и те же физиономии десять месяцев смотреть?»
Остальные коротают время за чтением, игрой в преферанс, сериалами и иногда включают телевизор, хотя и не понимают арабского языка. «Работаем, занимаемся обслуживанием механизмов, несется вахта”, — говорит капитан.
От оркестра до ареста
В разгар гражданской войны торговый спор, который держит моряков у сирийского берега, выглядит прозаично. В июле судно UCF-6 причалило в сирийском порту по пути из Китая в Россию с грузом из электрических трансформаторов. Сирийская государственная структура, отвечающая за подачу электричества, сказала, что доставка опоздала и подала на судовладельца, находящуюся в Москве компанию Объединенный грузовой флот, в суд.
«Нас чуть ли не с оркестром встретили, радостные, — вспоминает Ткаченко торжественную церемонию по случаю их прибытия в Тартус. — Приехали их журналисты. У них перебои с электричеством, долго ждали этот груз».
Финансовый директор Объединенного грузового флота Михаил Богданов сказал, что сирийцы требуют 500 тысяч евро. Он говорит, что опоздание было связано с поломкой двигателя. Сирийские власти не ответили на запрос о комментарии. Украинский консул в Дамаске Андрей Гутовский сказал, что попросил разрешения посетить моряков на корабле, но сирийские власти пока на нее не ответили.
Российская военная поддержка властям Сирии, похоже, не помогает убедить Дамаск освободить корабль, говорит капитан, гражданин и России, и Украины. «Украинцы хоть звонят, интересуются, как у нас дела, чем могут помочь, а России, как обычно, по барабану», — сказал он. Российский МИД назвал происходящее старым коммерческим разбирательством. Дежурный, подошедший к телефону в посольстве России в Дамаске, сказал, что не знал об аресте судна. «Спасибо, что сказали», — добавил он.