В конце сентября Россия начала наносить авиаудары в Сирии. Это вновь заставило мир задуматься о российской военной мощи. Министерство обороны России опубликовало видео бомбардировок (при этом складывается впечатление, что бомб, которые не попали в цель, также немало) и запуска крылатых ракет с корабля в Каспийском море. Это видео практически один в один напоминает кадры военной интервенции западных стран, которая осуществлялась после окончания холодной войны.
Россия впервые проводит подобные крупномасштабные военные действия за пределами бывшего СССР. Естественно, это привлекает внимание международного сообщества. Тем не менее, в отличие от США, России непросто осуществлять военные действия в отдаленных регионах, поскольку у нее нет ни мощного флота, способного действовать на просторах мирового океана, ни зарубежных баз.
В этих условиях свой потенциал полностью проявили российские транспортные силы, которые действовали за кулисами авиаударов и запуска крылатых ракет.
Крупный транспортный самолет АН-124 «Руслан»
Особое внимание привлекает большой транспортный самолет «Руслан», который доставлял в Сирию вооружения и различные грузы. Он обеспечивал российские войска наряду с морскими транспортными силами Черноморского флота.
Грузоподъемность «Руслана» составляет 150 тонн. Дальность полета — 3000 километров. Ширина транспортного отсека — 6,4 метра, высота — 4,4 метра, длина — целых 36,5 метров. Он может взять на борт три танка Т-90А.
У США также есть крупный транспортный самолет C-5 Galaxy, однако он меньше «Руслана». Можно сказать, что АН-124 — практически единственный в своем роде самолет. Я сказал практически единственный, поскольку есть АН-225 «Мрия», но он был построен в единственном экземпляре для перевозки космического шаттла «Буран».
С середины 80-х годов «Русланов» было построено 55 штук. Большинство этих машин стоит на вооружении российских ВВС. Часть находится под управлением 224-го летного отряда, находящегося в ведении министерства обороны. Это организация появилась во время войны в Афганистане для секретной отправки спецслужащих. В этот раз в Сирии организация используется по своему прямому назначению.
Российская грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» владеет десятью «Русланами», которые используются для транспортировки специальных грузов. Поскольку «Руслан» может перевозить запчасти для пассажирских самолетов, двигатели, оборудование для нефтеперерабатывающих заводов и так далее, на подобные перевозки сохраняется устойчивый спрос.
Западные военные также пользовались услугами «Руслана»
Более того, до украинского кризиса натовские силы, включая американские войска, часто арендовали «Русланы» для транспортировки тяжелого оборудования и техники. В 2003 году АН-124 доставил силы самообороны Японии в Ирак.
А в 2011 году самолет перевез 80-тонные насосы производства немецкой компании Putzmeister для ликвидации катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1».
Российские действия в Сирии лишь подтвердили значимость «Руслана» как военно-транспортного самолета.
Россия уже давно озабочена возможностью проникновения исламских радикальных организаций из Афганистана в Центральную Азию, поэтому она проводила неоднократные учения по срочной переброске сил на дальние расстояния.
В прошлом году в центральном военном округе состоялись учения, в ходе которых солдат и технику перебросили на четыре тысячи километров в сторону Центральной Азии. Цель состояла в отработке быстрого развертывания значительного количества военных формирований.
В ходе этих учений «Руслан» продемонстрировал свои лучшие качества. Он перевез не только солдат и бронетранспортеры, но также и боевые атакующие вертолеты. Это намного быстрее, чем если бы вертолеты передвигались сами. Эти машины можно применять для транспортировки солдат, а также для огневой поддержки.
В этот раз в Сирии российские войска удивили мировое сообщество быстрой переброской летных соединений в международный аэропорт Латакия.
Предполагается, что под видом гуманитарной помощи «Руслан» также перевез вертолеты (истребители и бомбардировщики долетели сами, отключив приборы, сообщающие данные о положении воздушного судна, и следуя прямо за другими транспортными самолетами).
Серьезные возможности авиаперевозок в сфере экспорта вооружений
«Русланы» также используют для переброски вооружений. В «Руслан» может поместиться крупный истребитель без крыльев, поэтому эта машина прекрасно подходит для поставок клиентам в отдаленные регионы.
В июне 2014 года, когда «Исламское государство» стало проникать в Ирак, на «Русланах» туда перебросили штурмовики Су-25.
В то время у ВВС Ирака не было штурмовой авиации, а истребители F-16, которые должны были привезти из США, еще находились на заводе, поэтому можно сказать, что срочная поставка Су-25, которые очень эффективны в борьбе против партизан, стала для Ирака серьезным подспорьем.
Конец эпохи «Русланов»? Влияние украинского кризиса
Между тем в прошлом году появилась огромная проблема, связанная с «Русланами». Самолет «Руслан» разработало конструкторское бюро «Антонов», находящееся на Украине. Завод находится там же.
Во времена СССР с этим не было никаких проблем, однако после развала Союза Россия стала зависеть от Украины в сфере стратегических авиаперевозок. Более того, завод еще одного производителя транспортных самолетов, «Ильюшина», находится в Ташкенте. Выходит, что все крупные транспортные самолеты производят за пределами страны. Россия оказалась в крайне опасной ситуации. Москва планировала начать производить «Русланы» на своих заводах, однако украинский кризис полностью разрушил эти планы.
Также говорят о том, что поскольку украинский производитель перестал оказывать техническую поддержку, возникли проблемы с безопасной эксплуатацией самолетов.
Россия совместно с «Антоновым» разрабатывала новый крупный транспортный самолет АН-70, однако и этот проект может оказаться под сукном из-за украинского кризиса (Украина пытается найти покупателей собственными силами, но и это непросто).
Россия разрабатывает собственную транспортную авиацию
Если говорить о транспортниках «Ильюшин», то в последние годы появились возможности для производства самолетов на расширенном и модернизированном заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.
Российская сторона стала производить модернизированный самолет ИЛ-76МД-90А, который этим летом продемонстрировали на Московском авиакосмическом салоне. Его отличительными особенностями являются новые двигатели, увеличенные грузоподъемность и крейсерская скорость.
Грузоподъемность ИЛ-76МД-90А составляет всего 60 тонн (что, впрочем, намного лучше прежней версии). Это не идет ни в какое сравнение с «Русланом». Для того, чтобы сохранить крупную транспортную авиацию, России необходимо примириться с Украиной или разрабатывать собственные новые самолеты.
Что касается новых разработок, то существует проект ПАК-ТА (Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации), который получил название ИЛ-106. Однако его грузоподъемность составляет 80 — 100 тонн, что тоже уступает возможностям «Руслана».
Как я отметил ранее, спрос на крупные транспортные самолеты сохраняется как в гражданской, так и в военной сфере, поэтому будет интересно следить за планами России, а также за тем, как будут развиваться ее отношения с Украиной.