Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На традиционном русском инструменте балалайке профессионально играют японцы: отец и сын

© AP Photo / Ivan SekretarevИгра на балалайке
Игра на балалайке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Возможно, не очень много японцев своими глазами видели балалайку, даже если слышали это название. Я являюсь единственным в Японии профессиональным музыкантом, играющим на балалайке». Сё Китагава, японский виртуоз и лидер Оркестра русских народных инструментов Китагавы, рассказывает о том, как он стал единственным профессиональным балалаечником Японии.

Я являюсь единственным в Японии профессиональным музыкантом, играющим на традиционном русском инструменте — балалайке. Выступаю в Японии и за рубежом. Возможно, не очень много японцев своими глазами видели балалайку, даже если слышали это название. Формой она напоминает гитару, однако она меньше и ее корпус сделан в форме треугольника. Звучание этого инструмента преисполнено печали.

15 способов игры на инструменте

Я написал, что я единственный профессиональный игрок на балалайке в Японии, но на самом деле на балалайке также играл мой отец, Цутому (Tsutomu). В 2005 году отец скоропостижно скончался, и я, выполняя волю отца, пошел по его стопам. Следует рассказать о том, почему наша семья связана с этим инструментом.

Наши отношения с Россией начались с деда — Садаму Цутому (Sadamu Tsutomu). Он был певцом (баритон), но во время Тихоокеанской войны его призвали на службу в армии. После того, как Япония проиграла в войне, его интернировали в Сибирь. После возвращения на родину он занялся исследованием русских народных песен, выученных в лагере, и стал руководить хором.

Отец вырос в среде, где было много русских народных инструментов. Учился игре на балалайке. В 1982 году он создал Токийский ансамбль «Балалайка», став в Японии пионером игры на балалайке.

Балалайка — это традиционный народный инструмент, который используется в России с древних времен. Крестьяне исполняли на нем русские народные песни. Также балалайка использовалась во время застолий. Постепенно она превратилась в сценический инструмент.

У инструмента всего три железных или нейлоновых струны, поэтому количество извлекаемых звуков ограничено, однако существует 15 способов игры на балалайке, включая удары по струнам. Кроме того, поскольку звук извлекается не ногтями, а пальцами, звучание во многом зависит от исполнителя: от мощного до теплого. Специально для балалайки музыку писали такие известные композиторы, как Чайковский.

При этом о балалайке в Японии почти не знали, поэтому отец не мог зарабатывать на жизнь одним лишь инструментом. Ему приходилось подрабатывать. Отец хотел изучать музыкальное искусство в России, но в то время СССР был социалистическим государством. Он не мог свободно приехать в СССР. До 80-х годов шансов на учебу там не было.

Я родился в 1984 году. Как и отец, я рос рядом с барабанами, балалайкой, другими русскими инструментами. Тем не менее в раннем возрасте я не относился к игре на балалайке всерьез. Не собирался посвятить себя этому. Рок-музыка интересовала меня больше, чем русские народные песни.

Первая победа иностранца в России

В 17 лет мое отношение изменилось. Я впервые выступил в России в качестве музыканта, играющего на балалайке, в составе ансамбля отца. Я своими глазами увидел выступление российских музыкантов и услышал их музыку. Это произвело на меня впечатление. Теплое звучание и лирические мелодии, от которых перед глазами всплывают величественные пейзажи России, показались мне крайне привлекательными.

После этого я решил научиться играть на балалайке профессионально. В 2004 году я поступил в Ростовскую государственную консерваторию имени С.В. Рахманинова. Когда только начал привыкать к студенческой жизни в России, заболел мой отец. В 2005 году он умер в возрасте 49 лет. Мне был 21 год.

Отец вложил свою душу в то, чтобы показать в Японии красоту русских народных песен и звучания балалайки. Нельзя было позволить смерти отца положить конец этой мечте. Я решил, что именно я должен продолжить играть на балалайке.

Я стал и дальше учиться в России и в 2008 году стал первым иностранным балалаечником, победившем на международном конкурсе русской народной музыки. Я получил возможность выступать в России. Я был счастлив от того, что привлек к себе внимание не тем, что японец, а своим исполнительским искусством.

Создание ансамбля, а также дирижерство и аранжировки

В 2009 году закончилось мое пятилетнее обучение. Вернувшись в Японию, я начал выступать. В том же году я создал Оркестр русских народных инструментов Китагавы. В этом оркестре я стал балалаечником, дирижером и аранжировщиком.
Мы использовали такие русские народные инструменты, как балалайка, балалайка-контрабас для басов, аккордеон и так далее. Сейчас в нашем оркестре 25 человек. Ежегодно мы даем концерты.

Прошло десять лет с тех пор, как умер мой отец. Моя миссия состоит в том, чтобы вы хотя бы немного больше узнали о балалайке.