Пекин — Китайская экономика, бывшая когда-то мировым рекордсменом, продолжает «чихать», а ее рост замедлился до самого низкого уровня с момента глобального финансового кризиса, что усугубляет озабоченность по поводу перспектив мировой экономики.
Рост экономики в третьем квартале на уровне 6,9%, объявленный в понедельник, сгущает облака над официальными целевыми данными роста экономики на этот год, который должен составить около 7%. Опубликованные сведения также повышают давление на Пекин, заставляя его принимать более действенные стимулирующие меры. «В целом это выглядит достаточно неутешительно», — отметил экономист корпоративного и инвестиционного подразделения банка Société Générale CIB Клаус Баадер (Klaus Baader), который считает, что рост китайской экономики в четвертом квартале составит 6,8%. «Инвестиции будут сокращаться довольно резко, несмотря на попытки правительства, направленные на поддержку экономики. Судя по всему, они не являются достаточными».
Превосходящие ожидания результаты — проведенное газетой Wall Street Journal исследование предсказывает срединный показатель роста порядка 6,8%, — вероятнее всего, возобновит дебаты по поводу точности китайской статистики. Другие экономические данные, опубликованные в понедельник, демонстрируют неутешительные результаты в области инвестиций и промышленного производства. Ранее в этом месяце Китай обещал начать придерживаться более строгих глобальных стандартов при составлении подобных статистических сведений.
Но даже в условиях падения Китай продолжает расти такими темпами, которым другие крупные экономики могут только позавидовать. Китайская экономика стала почти в два раза больше по сравнению с тем, чем она был всего шесть лет назад, и это означает, что и в условиях более медленного роста она остается главной движущей силой глобального потребления и производства.
Выступая в понедельник в Пекине на мероприятии по поддержке предпринимательства, премьер Госсовета Ли Кэцян сказал: «...хотя показатель и составил 6,9%, это все равно рост порядка 7%». Он также отметил, что ситуация в области занятости улучшилась и что инновации помогают стране реструктурировать экономику.
Тем не менее замедление оказалось более значительным, чем того ожидало китайское руководство, которое в попытке реструктурировать экономику больше полагалось на потребительские расходы и услуги. Подобного рода усилия, которые, по мнению экономистов, являются ключевыми для стимулирования долгосрочного роста, продолжают предприниматься. Однако аппетиты Пекина относительно радикальной перестройки, судя по всему, снижаются по мере того, как он пытается поддержать экономику на ближайший период.
Главный вызов представляет собой спрос — как дома, так и в отношении экспорта. Сян Или, генеральный менеджер компании Wenzhou Topteam International Trade Co., занимающейся экспортом канцелярских товаров, сообщила, что продажи фирмы сократились на 10% в третьем квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года, и, вероятно, то же самое произойдет в четвертом квартале. Эта компания, расположенная в провинции Чжэцзян, прибрела дополнительное количество автоматизированного оборудования для того, чтобы снизить затраты, однако перспективы продолжают оставаться не очень радужными, отметила она.
«Я думаю, что потребует два или три года для того, чтобы ситуация, на самом деле, улучшилась», — добавила Сян.
Экономисты ожидают, что Центральный банк снизит процентную ставку, по крайней мере, один раз, а также еще больше сократит уровень резервирования для банков до конца этого года. Принятые с ноября прошлого года меры, включая пять сокращений процентной ставки и несколько раундов сокращения уровня резервирования, не смогли перезапустить рост.
Несмотря на замедление роста, китайские лидеры не отказались от запланированных на 2015 год темпов роста на уровне примерно 7%. Стремление достичь запланированных годовых показателей вновь заставило обратить внимание на качество китайской статистики и задать давно возникшие вопросы по поводу методологии Пекина, а также о том, не оказывается ли на результаты политическое давление.
Комиссия по национальному развитию и реформам, главное агентство по планированию Китая, недавно попыталось защитить точность официальных данных, а ее представители заявили о том, что утверждения о раздутом росте являются «логически неверными» и «ненадежными». Значительная часть роста китайской экономики сегодня обеспечивается услугами, которые не так хорошо отражаются в таких традиционных измерениях как промышленное производство, использование электричества или грузовые тарифы, подчеркивается в одном из его заявлений. В другом заявлении указывается на то, что в распоряжении правительства имеется большое количество мер для обеспечения целевых показателей роста.
С января этого года Пекин утвердил более 200 железнодорожных, энергетических и канализационных проектов на сумму более 1,8 триллиона юаней (283,8 миллиарда долларов), а также призвал банки увеличить объемы кредитов на развитие инфраструктуры. Значительный рост кредитования в сентябре усилил признаки того, что организованная правительством кампания по вложению средств начинает набирать обороты.
В понедельник были обнародованы данные о том, что бюджетные расходы Китая выросли на 26,9% по сравнению с предыдущим годом и в сентябре составили 1,78 триллиона юаней.
Китайские лидеры, вероятно, будут также усиливать давление на местных чиновников — некоторые из них были наказаны в последние несколько месяцев за то, что официальные лица называют «ленью» и бездействием — и требовать от них, чтобы они полностью израсходовали свои бюджеты и ускорили реализацию инфраструктурных проектов.
В данных о третьем квартале упомянуты некоторые неверные политические шаги, оказавшие негативное влияние на рост экономики, взволновавшие глобальные рынки и понизившие уверенность в возможности экономического менеджмента Пекина. Правительство Китая предприняло неудачные шаги для спасения фондовых рынков, показатели которых сократились на 29% в третьем квартале, но затем частично восстановились уже в текущем месяце. Кроме того, китайские власти неожиданно объявили о девальвации национальной валюты — этот шаг глобальные инвесторы восприняли как знак того, что китайская экономика испытывает трудности. По данным экспертов финансового холдинга UBS, падающий фондовый рынок сократит на 0,5 процентных пункта показатели роста экономики во второй половине года.
На китайскую экономику приходится примерно треть от мирового роста за последние семь лет. В этом месяце Международный валютный фонд понизил свой прогноз относительно роста с 3,3% до 3,1% по сравнению с июльским данными и привел в качестве примера Китай, слабости в Европе и в Японии, а также замедление в странах, производящих сырьевые товары.
В целом китайская экономика продолжает испытывать воздействие значительного долга, чрезмерного объема строительства и переизбытка производственных мощностей. Производственный сектор страны, являющийся крупнейшим в мире, испытал падение доходов, а также столкнулся с продолжающимся уже 43 месяца сокращением производственной активности.
По данным UBS, проблемы сектора недвижимости приведут в этом году к сокращению объемов роста на 1,5 процентных пункта. Хотя объемы продажи недвижимости недавно увеличились в некоторых частях страны, большое количество непроданных квартир и домов в менее крупных городах сохраняется, и поэтому девелоперы не хотят инвестировать свои средства, а покупатели ожидают дальнейшего сокращения цены.
«Я планирую приобрести еще одну квартиру, — сказала Вэнь Ци, сотрудник местного правительства в провинции Чжэцзян. — Но я все еще жду снижения цен». Г-жа Вэнь сказала, что она не сократила расходы на бытовые приборы и даже увидела позитивные моменты в замедлении экономики. «Жизнь становится легче, потому что рестораны и оптовые магазины часто делают скидки для привлечения потребителей», — сказала она.
По данным Национального бюро статистики, рост промышленного производства в Китае оказался неутешительным и составил 5,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это меньше ожидавшегося роста, который должен был составить 5,9%. Инвестиции в основные средства оказались ниже ожиданий (10,3%), что говорит о том, что меры по поддержке экономической активности не дают необходимого результата. Показатель роста в рознице составил 10,9%, что соответствовало ожиданиям.
Экономисты говорят, что правительство находилось в сложном положении ожидая того, насколько объявленные результаты роста в третьем квартале будет отличаться от запланированного годового уровня в 7%. Из-за слабости, продемонстрированной в течение всего квартала, показатель в 7% мог бы вызвать «гневный протест в сообществе аналитиков, а также искренний хохот в других местах, подчеркивается в недавно опубликованном докладе банка Westpac Bank.
Выпущенные в Китае данные относительно экономического роста, по мнению экспертов Westpac Bank, нередко должны соответствовать двум политико-экономическим целям: представленные данные должны казаться достоверными, а показатели роста — достижимыми.
«Статистические службы в определенных случаях явно не испытывают ограничений со стороны науки и арифметики», — подчеркнул экономист банка Westpac Хув Маккей (Huw McKay).
Лилиан Линь (Lilian Lin), Оливия Гэн (Olivia Geng), Грейс Чжу (Grace Zhu) и Гиллиан Вонг (Gillian Wong ) приняли участие в написании этой статьи.