Как Россия ведет свою пропагандистскую политику, с какими проблемами сталкиваются страны Запада в этой связи и как противостоять российской пропаганде, антизападной риторике — эти вопросы обсуждались в ходе конференции «Ответ антизападной информационной войне: стратегическая коммуникация во времена кризиса», которая прошла в Вильнюсе 9 октября в стенах Института международных отношений Вильнюсского университета.
Методы пропаганды, которые использовались ранее, используются и сейчас, утверждал Миколас Каткус, консультант в сфере бизнес-менеджмента. Он сделал экскурс в историю советской пропаганды, рассказал о том, как она действовала на Западе в годы холодной войны. Один из таких примеров — когда СССР тратил крупные суммы денег на антивоенное движение в ходе войны во Вьетнаме. По словам Каткуса, во многом Россия в данный момент использует схожие методы. Пропаганда, по его словам, работает на подсознательном уровне, как и реклама. Она воздействует на человека и с помощью экспертов, которые разъясняют ситуацию, а также через определенные техники в медиапространстве.
Многие полагают, продолжал он, что правда — где-то посередине, но дезинформация распространяет пророссийское мышление. Каткус также отметил, что для большинства людей внешняя политика — не самая главная проблема, поскольку их интересуют другие, более близкие обывателю вопросы. Говоря о событиях на Украине, он отметил такой феномен, как «размытый идентитет», т.е. люди не могут себя идентифицировать с чем-то конкретны . В этом случае они принимают решение о своем идентитете на основе информации, которую получают. Он напомнил о ситуации с оппозиционером Алексеем Навальным в России. По его словам, на примере Навального мы можем наблюдать то, как начала работать российская пропаганда, а направлена она была на дискредитацию этого российского оппозиционера.
Воздействовать на сознание людей может оказываться и через известных людей. В качестве примера Каткус привел Стивена Сигала, Жерара Депардье, Мики Рурка, который позировал с футболке с Владимиром Путиным. «Также мы можем видеть рэп-звезд, которые готовы переехать в Россию, музыкантов. Можно над этим смеяться, но когда это касается политики — это не смешно», — отметил он, вспомнив Мари Ли Пенн, Найджела Фарраджа и других западных политиков.
Эксперт также добавил, что пропаганда работает и через так называемых «троллей». Каткус отметил, что цель пропаганды в целом — сломать волю и для этого используются все возможные методы.
Развенчание ценностей
Элина Ланге-Ионатамишвили, эксперт центра стратегических коммуникаций НАТО, утверждала, что военные действия играют все менее важную роль в современной войне, а реальная война ведется в информационном поле. По ее словам, если взглянуть на цели, которых хочет достигнуть пропаганда Кремля, то это «разрушение нашего понимания мирового порядка и создание постоянной ситуации замешательства».
«Если кому-либо удается манипулировать умами, то это прекрасный путь подавить народ или общество», — отметила она, добавив, что когда это удается, то не требуется традиционных методов ведения войны. Она также подчеркнула, что перед Западом встает серьезная проблема. ЕС и НАТО — это сообщества, основанные на общих демократических ценностях, поэтому вопрос ценностей — это краеугольный камень существования всей западной системы. «Кажется, что российская пропаганда имеет амбицию создать благоприятный для влияния и манипуляции ментальный ландшафт, — полагает она. — И они это делают путем развенчания евроатлантических ценностей, на которых основывается наше демократическое общество».
По ее словам, подобные действия России стали более интенсивными в ходе кризиса на Украине. Удачная попытка нивелировать эти ценности может привести к потере евроатлантического курса стран. «Инструмент, который они для этого используют — это большей частью масс-медиа, но не только», — говорила эксперт.
Интерпретация евроатлантических ценностей в России и в западном обществе сильно различается: «Если мы полагаем, что демократия — это единственно возможная политическая система, то в России, в том числе это видно и по опросам общественного мнения, демократия проигрывает сильному лидеру».
Она утверждала, что если для западного общества свобода слова — это главная ценность, то в России интерес к этому низкий, кроме того, правительство предпринимает против этого конкретные действия. Большинство представителей западного общества голосуют за евроатлантическую политику, но что происходит, когда мы видим попытки дискредитировать эти ценности в помощью пропаганды?
«Когда эти ценности пересматриваются, в таком случае мы живем в информационном тумане и это вызывает неуверенность в том, что наши ценности собой представляют, стоит ли за них стоять и т.д. В конце концов возникают сомнения в обществе и в евроатлантическом курсе», — говорила эксперт.
В некоторых странах, как, к примеру, в Грузии говорят: «Странам Балтии повезло, вы — члены ЕС, НАТО». «Я всегда говорю, что это так, пока люди голосуют за евроатлантическую политику», — подчеркнула она.
Методы и что противопоставить
На какие ценности нацелена пропаганда? Это политические цели, свобода слова и отношения между обществом и государством, а также экономические и моральные ценности, равно как и международные отношения, уважение к международному праву. Эксперт перечислила методы, которыми пользуется машина пропаганды. Это псевдоплюрализм, когда представляют вроде бы различные мнения, но в сущности они говорят одно и то же.
Это предоставление доказательств людьми с улицы, навешивание ярлыков, а также утверждение правильной модели поведения в определенной ситуации и демонстрация морального превосходства, равно как и демонизация, к примеру, украинского руководства. Все это, по ее словам, можно наблюдать в сюжетах Russia Today. Она также отметила, что для разной аудитории — западной и российской, используют различные нарративы и техники манипуляции.
В заключение, говоря о том, как можно противостоять пропаганде, Ланге-Ионатамишвили отметила следующие моменты. «Первое, что нужно сделать, это повышать информированность. Мы должны повышать уверенность в своем правительстве и обществе. Мы должны начать дискуссию о механизмах самозащиты для демократии, и нужно что-то делать с попытками развенчания демократической системы, как мы можем защитить себя. Нужно увеличить мониторинг медиа. Также нужно поощрять журналистику расследований. И последнее, самое главное — манипуляция возможна лишь тогда, когда люди смотрят эти (российские — прим. ред.) каналы, так что нужно снизить зависимость нашей аудитории от такого рода контента. И единственный способ сделать это — предоставить альтернативный контент с развлекательной составляющей высокого качества», — заключила она.