История успешного роста бразильской экономики закончилась. Страна скатилась в рецессию — самую худшую за последние 25 лет. Как ожидается, ВВП Бразилии сократится в 2015 году на 3%. Очень тяжелая ситуация на рынке труда. Уровень безработицы составляет 7,6 %. Для сравнения, в прошлом году безработица была менее 5%. В экономике идет не создание, а сокращение рабочих мест.
Неужели только падение цен на экспортную продукцию стала причиной обрушения гигантской по своим масштабам бразильской экономики?
Возможно, это произошло из-за ошибок, допущенных в принятии «необходимых корректив», которые привели к тому, что страна оказалась в тяжелейшей экономической ситуации и без ясных перспектив на будущее?
Бразилия является крупнейшим в мире экспортером сои, мяса, сахара и кофе. Она занимает второе место в мире по экспорту кукурузы, железной руды. На их долю приходится 62% от общего объема экспорта. Падение цен на сырье и сельскохозяйственную продукцию привело к уменьшению экспорта на 17% за первые девять месяцев текущего года.
Но как тогда можно объяснить, что в таких странах, как Чили, Перу и Колумбии, где доля сырьевых ресурсов в общем объеме экспорта намного больше, демонстрируют уверенный экономический рост?
Все сырьевые страны находятся примерно в равном положении. Но почему одним государствам удается удержаться на плаву, а другим, например, Бразилии — нет.
Причины кроются внутри страны.
На волне падения цен на сырьевые ресурсы Бразилия сделала ставку на государственное регулирование и повышение налоговой нагрузки на предпринимателей, полагая, что это приведет к восстановлению экономики. С этой целью было решено одновременно девальвировать национальную валюту (реал за год обесценился на 36%), повысить кредитные ставки и снизить государственные расходы.
В результате предпринятых мер инфляция в стране подскочила на начало сентября на 9,5%, самый большой показатель за последние 12 лет, что негативным образом сказалось на заработной плате и привело к снижению покупательской способности населения страны.
Кроме того, правительство Дилмы Руссефф ввело в стране режим жесткой экономии, предусматривающий сокращение государственных расходов, снижение налоговых льгот и субсидий для кредитов. В рамках режима жесткой экономии предусматривалась ликвидация ряда министерств и уменьшение расходов на инфраструктуры, а также возобновление сбора налога на топливо и импорт.
Бразилия тратит 4% ВВП на обслуживание своего государственного долга.
Повышение Центральным банком Бразилии ключевой процентной ставки до 14,25% в рамках борьбы с инфляцией на фоне сильного падения национальной валюты привело к удорожанию внутреннего кредита до 36%. Кредитная ставка известного бразильского банка развития Bandes в настоящее время составляет 26% годовых.
Таким образом, есть основания полагать, что бразильский кризис обусловлен прежде всего ошибочной политикой жесткой экономии команды Дилмы Руссефф.
Принятые меры не дали должного экономического эффекта, бразильскому правительству не удалось убедить потенциальных инвесторов вкладывать в экономику страны.
Аргентина, одна из немногих стран Латинской Америки, которая наиболее сильно пострадала от ухудшения экономической ситуации в Бразилии. Дело в том, что 18,5% аргентинского экспорта приходится на Бразилию; кроме того, Аргентина импортируют из этой южноамериканской страны до 42% товаров легкой промышленности и тяжелого машиностроения.
Более того, антициклическая политика аргентинского правительства лишь усугубила экономическую ситуацию в стране, когда промышленные товары, предназначавшиеся на экспорт в Бразилию, стали продаваться на внутреннем рынке.
Ставка на импротозамещение не может продолжаться длительное время. В новых условиях, когда наш главный торговый партнер стоит на грани экономического краха, необходимо искать новые рынки сбыта. Нынешний многополярный мир открыт для тех, кто хочет с ним сотрудничать. Какое место ты сможешь занять в современном мире, зависит не только от внутренней политики государства, но и от национальных стратегий наших партнеров.