Как только Россия открыла миру основанную на грубой силе концепцию внешней политики, это стало влиять на правила и действующих лиц нынешней игры в нашем регионе. Всех участников, играющих активную роль в этом кризисе, данный процесс подталкивает к четкому выбору стороны, а в случае необходимости и к новой и не признающей никаких правил борьбе между ними или, если сказать конкретнее, к гибридным войнам.
Стало совершенно ясно, что поле битвы не ограничится одной лишь Сирией: кроме Турции и Ирана, война прямо или косвенно коснется «трех крупных сил». Если этой войне как можно скорее не положить конец, она затронет обширные территории — от Европы до Дальнего Востока. В положении открытой мишени находится пространство, простирающееся от разрушенной Берлинской стены до вновь построенного Сталинграда и Великой китайской стены.
***
Да, три главные цели этой «новой холодной войны» от запада до востока — Германия, Россия и Китай. Но на пути к ним есть и промежуточные мишени — Турция и Иран. Если бы это было не так, то как иначе можно было бы расценить миссию китайского авианосца «Варяг» в Средиземном море, поспешный визит канцлера ФРГ Меркель в Турцию и, конечно, присутствие российских генералов, прогуливающихся по коридорам турецкого Генштаба?
Речь идет о новом уравнении на почве Сирии и в этой связи о небывалом процессе поляризации. Это совершенно новая для всего мира ситуация, при которой карты раздаются заново.
***
На повестке дня в этой туманной обстановке (когда в процессе возврата к историческим кодам установленный порядок во многом нарушается) — новые соглашения Сайкса — Пико. И на поле боя, и за дипломатическим столом ощущается новая борьба. Между возвышающимися сегодня силами ведутся ожесточенные переговоры, которые берут за основу пересмотр миропорядка и передел мира. С каждым новым днем игра становится все более жестокой и кровопролитной.
Старый порядок, созданный соглашением Сайкса — Пико, был построен на основе передела Османской империи. Происходящие сегодня события показывают, что этот порядок больше не может сохраняться, несмотря на все попытки залатать дыры. Поэтому сегодня еще важнее, чем раньше, суметь взять на себя инициативу и обеспечить пространство доминирования.
***
А это значит, что речь идет о расширенном евро-афразийском пространстве, то есть о зоне доминирования двух бывших империй, преемники которых живы до сих пор. Одна из них — Османская империя, другая — царская Россия (ее мы также можем назвать СССР). Обе страны хорошо понимают это. Так, Турция и Россия, разоблачившие новую большую игру, которая началась после терактов 11 сентября, обнаружили, что с того времени они сами стали промежуточными мишенями этой игры. И поэтому сразу же после 11 сентября они, можно сказать, немедля в ноябре 2001 года подписали План совместных действий в Евразии. Сигнал был совершенно четкий: какими бы ни были условия, мы не будем воевать друг с другом, вы не заставите нас пойти войной друг на друга!
***
Таким образом, существует желание устранить две промежуточные силы, которые на этой территории ведут борьбу за защиту своего наследия и делают это как два крупных партнера в Евразии в рамках сотрудничества, а не борьбы. А самый короткий и радикальный путь к этому проходит через разжигание войны между двумя странами.
Именно эта причина и лежит в основе кризисов, которые в последнее время разразились между Турцией и Россией. И, должно быть, неслучайно после каждого кризиса, наряду с сигналами поддержки в адрес Турции со стороны НАТО и Запада (прежде всего США), на первом этапе главным действующим лицом называется Россия (как, например, в случае со сбитым беспилотным летательным аппаратом).
***
С этой точки зрения крайне важен момент, на который пришелся теракт в Турции. Как только силы, которые ранее пытались подавить Турцию только с помощью Рабочей партии Курдистана (РПК), увидели, что усилий этой субподрядной организации уже недостаточно, они не воздержались намекнуть, что могут призвать и такие более крупные субподрядные организации, как ИГИЛ. Что же должно волновать нас в первую очередь, так это то, что после взрывов в Анкаре имя России упоминалось вместе с ИГИЛ. То есть одним выстрелом они хотели убить нескольких зайцев...
Это грязный трюк, на который лучше не попадаться. И прежде всего следует держаться как можно дальше от ситуации «случайной войны». Поскольку победу в ней одержат не Турция или Россия. А когда российские генералы ходят по коридорам Генштаба, это, скорее всего, означает: вы нас не проведете. В противном случае это не вызывало бы такого беспокойства...