Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На велосипеде из России в Норвегию

Российское руководство, согласно сделанным заявлениям, хочет оказать помощь сирийскому народу, однако почти не предоставляет сирийцам убежище. Многие из-за этого прибегают к необычным методам передвижения.

© AP Photo / Matthias SchraderБеженцы после пересечения сербско-венгерской границы рядом с городом Реске
Беженцы после пересечения сербско-венгерской границы рядом с городом Реске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В борьбе с Западом российским властям помогают потоки беженцев из Сирии — они ослабляют и раскалывают государства, входящие в Евросоюз. Но даже те сирийцы, которые долгое время находились в России, сегодня покидают ее. Одни перебираются в Турцию, а оттуда — в Германию. Другой маршрут — через Мурманск к арктическому пограничному пункту Стурскуг и далее в Норвегию.

Москва — Из Сирии приходят сообщения о российских ударах с воздуха в ходе боев за Алеппо. Возникает угроза возникновения новой волны беженцев. Конечно, это не угрожает России. Вместе с тем, московское руководство подчеркивает свое желание оказать помощь «сирийскому народу». Оно также взяло на себя обязательство выполнять положения Женевской конвенции о статусе беженцев. Однако в России, практически, невозможно добиться признания статуса беженца и получить право на убежище на длительное время.

По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) на конец июня, лишь 816 человек имеют в России соответствующий статус. 285 из них приехали с Украины, и это преимущественно сотрудники органов безопасности и прокуратуры периода правления президента Виктора Януковича. Лишь трое из этих беженцев приехали из Сирии, и все они якобы являются членами семьи, которая уже давно живет в России.

Претензии по поводу отсутствия документов или их неправильного оформления

Более распространенным является предоставление «временного убежища» сроком на 12 месяцев. Большая часть такого рода беженцев в России — это украинцы, и на конец июня их было больше 310 тысяч. По данным ФМС, в период с 2011 года по конец июня этого года 3852 сирийца обратились с просьбой о предоставлении им в России «временного убежища». На конец июня 1585 сирийцев имели в России этот статус, и это на несколько сотен человек меньше, чем за шесть месяцев до этого. По данным организации «Гражданское содействие», на практике сирийцам сложно даже направить в ФМС заявление о предоставлении убежища. И не только из-за времени ожидания, в течение которого беженцы, с точки зрения этого ведомства, находятся в стране незаконно.

Светлана Ганнушкина, председатель этой организации по оказанию помощи, рассказывает даже о таких случаях, когда охрана вызывала полицейских для задержания беженцев из-за отсутствия у них документов. В таком случае им грозит обвинение в незаконном пребывании в стране и в худшем случае выдворение. Претензии по поводу отсутствия документов или их несоответствия могут быть взяты из воздуха. Вот уже шесть недель сирийская семья из шести человек — отец, мать и четверо детей — находится в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево. Эти люди надеялись получить разрешение на пребывание в России и поселиться у своего родственника в российском городе Самаре. Их обвиняют в том, что они прилетели в Россию с фальшивыми паспортами. Хотя они, на самом деле, получили визы, а недавно сирийское Министерство иностранных дел подтвердило законность выданных им паспортов.

Остается лишь нелегальная работа

По данным ФМС, всего в России находятся 12 тысяч сирийцев. По оценке Светланы Ганнушкиной, к этому следует добавить тех, кому было предоставлено «временное убежище», поскольку эти люди — а их более 8 тысяч человек, — фактически тоже являются беженцами. Права на получение финансовой поддержки не дает и статус «временного убежища». Эти люди имеют возможность работать. Однако работодатели не знают этого и не берут на работу беженцев, отмечает Ганнушкина. Поэтому им не остается ничего другого, как работать нелегально. Если они и находят такую работу, то это, по словам правозащитницы Ганнушкиной, происходит только в Москве или в Подмосковье, а не в трех центрах по приему беженцев в отдаленных регионах, рассчитанных на 700 человек, где они могут проживать бесплатно.

В борьбе с Западом руководству страны оказывают помощь новые потоки беженцев из Сирии — они ослабляют и раскалывают государства, входящие в состав Евросоюза. Но даже те сирийцы, которые долгое время находились в России, сегодня уезжают из нее. Сообщается о том, что многие сирийцы, нелегально работавшие на одной швейной фабрике в расположенном недалеко от Москвы городе Ногинске, уехали в Турцию для того, чтобы оттуда перебраться в Германию. Альтернативный маршрут проходит через Мурманск к арктическому пограничному пункту Стурскуг и далее в Норвегию.

Российское законодательство запрещает переходить границу пешком, а по норвежскому праву запрещается пропускать людей без действующих документов в автомобиле, и поэтому сирийцы покупают велосипеды для того, чтобы пересечь границу. Говорят, что с начала года уже 1100 сирийцев таким образом оказались в Норвегии. Норвежский министр юстиции Андерс Анундсен (Anders Anundsen) сообщил лишь о том, что некоторые из числа прибывших беженцев будут отправлены назад, поскольку они уже долгое время проживали в России и там имели «надежную гавань».

Между тем Светлана Ганнушкина надеется на то, что российские власти прекратят практику выдворения. На прошлой неделе Европейский суд по правам человека осудил Россию за планируемое выдворение трех мужчин в Сирию. Там их жизни грозит опасность.