Прогнозы наших мечтателей, которые два десятилетия назад предсказывали образование «Нового Ближнего Востока», сбываются у нас на глазах сегодня. Но это совсем не тот мирный, стабильный и процветающий Ближний Восток, о котором они говорили. Это не тот Ближний Восток, где хозяин — США. Это Ближний Восток, охваченный хаосом и религиозным фанатизмом, это регион, где тон задают в основном Россия и Иран, а темп устанавливают вооруженные ножами террористы на улицах Иерусалима.
Мечта о создании нового, лучшего Ближнего Востока в нашем регионе опиралась на предпосылку об американской силе. США тогда сначала разбили иракского диктатора Саддама Хусейна, а потом и захватили эту страну и загнали Иран в угол. Россия же на тот момент была слабой страной, пребывала на грани раскола и с трудом стояла на ногах. Мощь США вынуждала арабских лидеров искать сближения с американцами и понимать то, о чем говорил в свое время египетский президент Анвар Садат: «Путь в Вашингтон и к сердцам американцев проходит через мирный договор с Израилем».
Но с тех пор утекло много воды. Мир так и не пришел в регион и не пустил корни на арабской улице. Запад не спас арабские страны от их проблем и не остановил усиление религиозного фанатизма. Тем временем США устали и решили предоставить регион самому себе, утратив возможность влиять на процессы и определять повестку на Ближнем Востоке.
Но в таких регионах, как наш, свято место пусто не бывает. Оставшийся после США вакуум занял российско-иранский альянс. Вчерашняя «ось зла» сегодня стала главной опорой всего Ближнего Востока. Россия усиливает контроль над Сирией, а Иран делает то же самое в Ираке. Египет не скрывает желания примкнуть к этой оси. Именно от нее, а не от США, сегодня зависит выживание многих арабских режимов.
Израиль не может считаться естественным или желанным партнером в российско-иранском альянсе, стремящемся к гегемонии на Ближнем Востоке. Но одновременно он — не враг и не соперник, по крайней мере, с точки зрения России. Кремль желает нанести удар по американцам и вытолкнуть их с Ближнего Востока и одновременно хочет остановить рост фанатизма, который угрожает в будущем дойти до Москвы.
Русские поняли то, что никак не могут понять американцы: распространение влияния «Исламского государства» не имеет никакого отношения к палестино-израильскому конфликту, и попытка урегулировать этот конфликт не остановит волну фанатизма и безумия, захлестнувшую регион. Поэтому Россия занимается своим делом и не осуждает Израиль за попытки восстановить безопасность и спокойствие на улицах своих городов.
Но одновременно Россия помогает Ирану укрепить свои позиции в ближневосточном регионе. А Иран и Израиль — это как Россия и США, непримиримые соперники за влияние и положение, и между ними идет тяжелая борьба, которая может еще сильнее обостриться в недалеком будущем.
Русские и иранцы, а также их союзники из «Хезболлы» и, конечно, президент Сирии Башар Асад, открыто говорят о создании «Нового Ближнего Востока», для которого Сирия станет краеугольным камнем после того, как Россия и Иран укрепят положение и разгромят сирийских мятежников. Оттуда они перейдут в Ирак, а также, возможно, в Ливан, и дальше им открыты все пути. Да, США остаются важнейшим стратегическим союзником Израиля. Да, они приходят и уходят и наверняка еще вернутся в регион в полной силе. Но в ближайшие годы регион будет красным, как советский флаг, а главный центр тяжести перенесется в Москву.
Как и американцы, русские еще поймут, что полностью положить конец религиозному фанатизму они не в силах. Возможно, уничтожение ИГИЛ не относится к их первоочередным задачам, ведь им нужна эта группировка, скрывающаяся в глубине пустыни, для оправдания присутствия в регионе. Но именно Россия в ближайшие годы будет хозяйкой Ближнего Востока, а американский Госдепартамент продолжит призывать к спокойствию или протестовать, но никто в мире не будет его слушать.