В прежние времена Россия, затрачивая огромные материальные и финансовые средства, имела определенные возможности на Ближнем Востоке и воображала себя соперником США. На самом же деле, после провала отношений с Египтом в 1977 году и исламской революции в Иране в 1979 году, российское влияние в регионе все больше становилось иллюзией, по крайней мере, за 12 лет до распада СССР.
Но за истекшие и давно подзабытые годы Россия оставила после себя память, которая не совсем достойна великого государства. В частности, Россия никогда не обращала внимания на интересы различных христианских общин, в том числе православных (Греко-ортодоксальных), не говоря уже о католиках, униатах, несторианах и алавитах. Ставка делалась на мусульманские общины, что наложило крайне неприятный отпечаток на восприятие России со стороны христиан региона.
Нужно сказать, что ряд государств Запада неоднократно предлагал христианам региона помощь и поддержку, включая создание военно-воздушной базы США на ливанском побережье, в районе Джбель (Библоса). Христиане Ближнего Востока всегда опасались столь однозначного «прикрытия» со стороны «единоверных» государств, так как имели опыт, когда Запад оставлял их на произвол судьбы, а Россия проводила происламскую политику.
Но Запад никогда не пытался идеологизировать расстановку сил в регионе по конфессиональному признаку. Россия длительное время, оправдывая свою политику, придумывала и употребляла в пропаганде понятие «правые христиане», называя таковыми всех католиков в Ливане, а заодно и в Палестине, Сирии, Ираке.
Отношения между христианскими общинами региона были непростыми. Например, православные и другие ортодоксы обвиняли униатов и других католиков в попытках вытеснить их с позиций в важных исторических местах. Униаты совершенно необоснованно вовлекли в ливанскую войну армянские общины, которые пытались не вмешиваться в войну ливанцев.
Неоднозначные отношения сложились между маронитской общиной Ливана и сирийским правящим алавитским режимом, который, фактически, оккупировал восточную часть Ливана.
После распада СССР, что совпало с некоторыми событиями на Ближнем Востоке, например, окончанием ирано-иракской войны, достижением Тайфских соглашений, возникновением финансовых и военно-технических проблем у Сирии, оккупацией Ираком Кувейта, еще большим сближением Египта с США, началом проблем в отношениях Турции и США, позиции России в регионе, по существу, были свернуты до мыслимого уровня.
В 1990-х и в 2000-х годах, когда внешняя политика требовала большей гибкости и нового понимания в столь сложном регионе, министерство иностранных дел России продолжало давать указания своим посольствам в регионе ни в коем случае не затрагивать проблемы христианских общин, продолжая делать ставку на исламские псевдо-левые организации.
В конце концов, в середине 2000-х годов поступили прямые угрозы от палестинской и других организаций, которых русские считали дружественными. Тогда русские объявили, что палестинцев подкупили, этим и завершились отношения России с палестинскими группами, которые продолжали борьбу с Израилем.
Затем возникла идея «примаковщины», что, помимо всего другого, подразумевало проведение «дуалистической» политики, то есть, ставку и на Израиль, и на арабов. В результате Россия довольно быстро превратилась в партнера Израиля, и это однозначно указало арабским государствам, что Россия перестала быть их партнером и проводит обычную для европейских государств политику.
Россия дважды пыталась представить себя защитником саддамовского Ирака, но оба раза сдавала его, в результате утратив регион, сохранив отношения только с Сирией, которая в любой момент могла принять условия и предложения США и Франции.
В отношении Турции русские проводят игру, которая все больше меняет субъектность, то есть, Россия становится объектом для интересов Турции. Иран пережил величайшие оскорбления со стороны России и получил совершенно иные альтернативные возможности, урегулировав отношения с США и ведущими европейскими государствами.
Сейчас Россия пустилась в авантюру, и все без исключения стороны подталкивают ее к ввязыванию в большую региональную войну, которая приведет ее к разорению. В современном мире «десантами» вопросы не решаются, впереди - вовсе не замирение, а следующий этап войны.
При этом Россия пытается вовлечь в эту войну свой «собачий ящик» — ОДКБ. В ход пущены представители Русской Православной церкви, которые заявили невероятную глупость, объявив войну священной, что, естественно, вызвало возмущение православных конгрегаций в Сирии.
Русская Православная церковь превратилась в шовинистическую, великодержавную, коммерческую организацию, идущую на поводу у профанирующей клановой элиты Москвы. Ожидали 50 лет и теперь вспомнили о христианах. Это один из признаков глубокого интеллектуального и политического кризиса русской правящей элиты. Все очень похоже на сценарий Крымской войны, но, видимо, нет адмирала Нахимова и матроса Кошки.
Но все-таки, кого же защищает Россия на Ближнем Востоке?
Русская авиация пытается бомбить всех противников правящего режима Башара Асада. Бомбят в любом случае суннитов, что приведет к превращению России во врага суннитского мира. США сумеют извлечь пользу из такой конфронтации, а для России все закончится окончательным выдворением с Ближнего Востока.
Более того, это не может не отразиться на настроениях мусульман в самой России. Но и Асаду мало не покажется, так как в любом случае его режим русские сдадут, как всегда. Русские пытаются дотянуть дело до привлечения их в международную коалицию во главе с США. Но не дождутся, не для того американцы остаются сторонниками санкций, и всевозможные интересы политических и нефтяных групп в США никак не могут повлиять на успешность цен на нефть.
Конечно, американцы решили завершить государственнический период алавитского режима в Сирии, что способствует интересам Турции и Саудовской Аравии, но сами США не захотели протянуть руку Башару Асаду. Однако, это вовсе не означает, что Россия способна спасти и даже оттянуть что-либо в политических событиях в регионе.
Россия совершенно безразлична к судьбе христианских и алавитских общин на Ближнем Востоке. Все, что происходит — это пустой номер, и во всей этой авантюре видны ослиные уши русских. Американцы и французы бомбят Исламское государство уже достаточно долго, а результатов не очень-то видно, а что — русские бомбы точнее или мощнее?
Не исключено, что Россия подвергнется ракетным обстрелам и будет подвергнута атакам другими способами, в том числе российская военная база в Армении, которая расположена близко от мест событий. Но ракета может по ошибке попасть не в Гюмри, а в Ереван. Действия России не могут не затронуть Южный Кавказ.
Попытки консолидироваться с Ираном, о чем мечтает Россия, могут привести к превращению Армении в абсолютно послушного, бессловесного вассала России, которой «делегирует» все свои внешнеполитические интересы. В Иране имеются политические круги, которые рады провалу процесса урегулирования отношений с США и готовы подать пас России.
Это означает утрату для Армении каких-либо надежд на развитие в южном направлении. Армения будет обречена на нищенское существование и ускорение деградации. Грузию также ожидает отсутствие перспективы и надежды на безопасность. Вот еще один результат действий России на Ближнем Востоке для христиан, но теперь уже на Южном Кавказе.
Поэтому армяне не должны оценивать действия России на Ближнем Востоке, исходя из мнимой «справедливости» или такой иллюзии, как защита христиан в регионе. Россия должна не просто проиграть, а ее политика должна теперь провалиться с треском. Вот надежды на сохранение Армении как государства или этнического очага.