Башар Асад (Bashar al-Assad) поблагодарил Владимира Путина за его военную помощь в сирийском кризисе, высоко оценив действия российского лидера, включившегося в борьбу против «терроризма» в один из самых драматических переломных моментов войны, которая продолжается уже более четырех с половиной лет.
После неожиданной встречи двух президентов в Москве, которая состоялась во вторник вечером, но о которой Кремль сообщил лишь в среду, прозвучало заявление о предстоящих переговорах между Россией, США, Саудовской Аравией и Турцией.
Это первая зарубежная поездка Асада с тех пор, как в самый разгар «Арабской весны» в 2011 году начались народные выступления против его авторитарного режима. С тех пор погибло 250 тысяч человек, и миллионы сирийцев были вынуждены покинуть свои дома.
Власти США выступили с жестким осуждением Москвы за прием, оказанный сирийскому президенту. «Мы рассматриваем оказанный теплый прием Асаду, который использовал химическое оружие против его собственного народа, как противоречащий заявленной Россией цели способствовать политическому переходу власти в Сирии», — заявил официальный представитель Белого дома Эрик Шульц (Eric Schultz).
Военная интервенция России в Сирии началась три недели назад с нанесения авиаударов по силам оппозиции, постепенно подбиравшимся к опорным пунктам Асада на западе Сирии.
Путин приказал наносить удары по позициям «Исламского государства», однако в большинстве случаев под бомбовыми ударами оказывались другие повстанческие организации, выступающие против Асада.
Как следует из обнародованного Кремлем протокола встречи, Асад, обращаясь к российскому президенту, сказал: «Прежде всего, мне хотелось бы выразить огромную благодарность всему руководству Российской Федерации... за ту помощь, которую они оказывают Сирии».
«Если бы не ваши действия и ваши решения, терроризм, который сейчас распространился в регионе, захватил бы гораздо больше территорий и распространился бы еще дальше».
Путин передал приветствия сирийскому народу, который оказывает сопротивление, борется с международным терроризмом «практически в одиночку», и заявил, что сирийская армия в последнее время добивается серьезных положительных результатов в этой борьбе.
На встрече в Кремле также присутствовали российские министры иностранных дел и обороны, а также секретарь Совета безопасности и директор Службы внешней разведки.
Первый официальный государственный визит Асада после революции позволяет предположить, что в его лагере растет уверенность в том, что вмешательство России может переломить или, по крайней мере, стабилизировать ситуацию, сложившуюся за последние девять месяцев после того, как сирийская армия неоднократно отступала и терпела поражение, а повстанцы захватили значительные территории в провинциях Идлиб и Хама, а также отбили наступления армии Асада в Алеппо и Дараа.
Летом этого года ИГИЛ захватила основную территорию провинции Хама — в том числе и исторический город Пальмиру.
Целью военного вмешательства России были главным образом повстанческие организации — в том числе и те, которые пользуются поддержкой некоторых стран региона и западных стран, и лишь незначительная часть авиаударов была нанесена по позициям ИГИЛ. Власти Сирии при поддержке российской авиации открыли для борьбы с повстанцами несколько фронтов в надежде вернуть территории в Хомсе, Хаме, Алеппо и Латакии.
Как сообщило государственное телевидение Сирии, два президента обсудили продолжающиеся в Сирии военные операции против «террористических организаций» (этот собирательный термин режим Асада и Москва используют, говоря о повстанцах, воюющих с целью свержения Асада), а также планы поведения наземных операций.
Как сообщается, Путин заявил, что для урегулирования сирийского конфликта Россия окажет Сирии не только военную, но и политическую поддержку и готова тесно контактировать с другими государствами.
Планируется, что в четверг в Сочи Путин выступит перед зарубежными политиками и наблюдателями-специалистами по России. С тех пор, как он выступил в прошлом месяце на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, призвав мировую общественность объединиться для борьбы с терроризмом, он стремится подчеркнуть, что Россия должна быть частью процесса урегулирования сирийского кризиса.
«Путин хочет, чтобы все видели, что он беседует с Асадом, — сказал бывший посол Великобритании в России Сэр Тони Брентон (Sir Tony Brenton) в кулуарах сочинской конференции. — Он является единственным посредником, с помощью которого нам, возможно, удастся уговорить Асада, чтобы он согласился на какой-либо переходный период, и эта их встреча усилит это общее впечатление».
Как заявил позже министр иностранных дел России Сергей Лавров, они с госсекретарем США Джоном Керри (John Kerry) договорились встретиться в пятницу в Вене со своими коллегами из Саудовской Аравии и Турции, чтобы обсудить сирийский кризис. Саудовская Аравия и Турция — основные страны, поддерживающие повстанческие организации, выступающие против Асада.
Это будет самой представительной на сегодняшний день встречей, призванной обсудить войну в Сирии — хотя, как можно заметить, из числа ее участников явно исключен Иран, который наряду с Россией является важным сторонником Асада. Саудовцы и иранцы относятся друг к другу с крайней враждебностью и вряд ли согласятся обсуждать между собой Сирию.
«США, Саудовская Аравия и Турция хотят посмотреть, с чем Россия сядет за стол переговоров, — считает Жюльен Барнс-Дэси (Julien Barnes-Dacey) из Европейского совета по международным отношениям. — Но я считаю, что эта встреча будет одним из тех случаев, когда каждый надеется, что другая сторона пойдет на уступки. Я сомневаюсь, что она позволит найти выход из ситуации».