Из-за становящейся все более драматичной ситуации с балканским маршрутом беженцев европейские страны, столкнувшиеся с этой проблемой, вынуждены созвать чрезвычайный саммит. В воскресенье в Брюсселе встретятся главы государств и правительств, чтобы обсудить неотложные меры, направленные на преодоление возникшего кризиса. На сербско-хорватской границе 3500 беженцев ночь на среду провели под открытым небом, поскольку Хорватия временно закрыла свою границу.
Критической является ситуация, прежде всего, на границе между Хорватией и Словенией. Словенский Парламент приняло закон, предоставляющий расширенные права военным. По новому закону, солдаты теперь также могут контролировать внешние границы Шенгенской зоны. Уже с понедельника военные оказывают помощь силам полиции. Кроме того, правительство страны планирует увеличить количество полицейских.
Закрытием своих границ в конце прошлой недели венгерское правительство способствовало обострению кризиса с беженцами в Восточной Европе. После этого оно вернулось на свои прежние позиции и считает возможным давать советы Евросоюзу. Так, например, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто (Peter Szijjarto) в беседе с корреспондентом венгерского государственного информационного агентства MTI в Москве заявил после беседы со своим российским коллегой Сергеем Лавровым о том, что он не видит возможности без участия России разрешить ни кризис с беженцами, ни конфликт в Сирии.
«Мы должны, наконец, признать и понять, что без прагматичного сотрудничества с Россией не может быть никакого решения кризиса с беженцами, — подчеркнул министр. «Без трансанлантическо-российского согласия не существует решения сирийского конфликта, и соответственно, не существует решения кризиса с беженцами, с которым столкнулась Европа», — добавил он. Сийярто приветствовал запланированное на пятницу совещание в Вене с участием министров иностранных дел США, России, Турции и Саудовской Аравии.
Словения — новое игольное ушко
С прошлой субботы в Словению прибыли более 20 тысяч беженцев. Большинство из их намерены добраться до Австрии и Германии. По меньшей мере, 6 тысяч человек провели ночь на среду во временных укрытиях. Из-за закрытия венгерской границы Словения со своим двумя миллионами жителей превратилась в новое игольное ушко на пути устремляющихся на север беженцев.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, выступая в Брюсселе, отметил, что из-за сохраняющегося чрезвычайного положения вдоль балканского маршрута необходимо более тесное сотрудничество, более интенсивные консультации и незамедлительно реализуемые шаги. Цель воскресной встречи состоит в принятии решений, которые «должны быть быстро реализованы».
Состоявшийся на прошлой неделе саммит с участием всех 28 стран-членов Евросоюза не дал ощутимых результатов. Прежде всего восточноевропейские страны отказываются принимать у себя беженцев в соответствии с системой квот.
В Берлине официальный представитель правительства Штеффен Зайберт (Steffen Seibert) заявил о необходимости лучше координировать действия заинтересованных государств. Кроме того, в правительственных кругах говорят о существовании озабоченности по поводу того, что «на Балканах вновь возникают политические рвы между государствами бывшей Югославии, которые с таким трудом удалось засыпать». Евросоюз, как отмечается в правительственных кругах, должен именно на балканском маршруте показать образец совместных действий вместо демонстрации рефлексов национальных государств«.
«В противном случае мы не сможет этого сделать»
Столкнувшись с нескончаемым потоком направляющихся в Германию беженцев, федеральное правительство настаивает том, чтобы те лица, которым было отказано в предоставлении убежища, быстрее и более последовательно выдворялись из страны. На заседании кабинета, по словам некоторых его участников, руководитель Ведомства федерального канцлера Петер Альтмайер (Peter Altmaier) и министр внутренних дел Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) представили целый ряд соответствующих предложений.
Речь идет о пересмотре правил обращения с теми людьми, которым было отказано в предоставлении убежища. Кроме того, теперь подобных лиц не будут информировать об их депортации для того, чтобы они не имели возможности скрыться. Федеральное правительство изучает возможность использовать для выдворения самолеты бундесвера. Но по-прежнему в эти целях будут преимущественно использоваться гражданские лайнеры, отметил официальный представитель правительства Штеффен Зайберт.
Федеральный канцлер Ангела Меркель на съезде профсоюза IG Metall во Франкфурте сказала о том, что Германия должна научиться обращаться с потоком беженцев. Важно показать прибывающим людям, оказавшимся в сложном положении, что статья № 1 Основного закона — «Достоинство человека неприкосновенно» — реально действует. Однако, по ее словам, в Европе должно существовать справедливое распределение бремени. Экономические беженцы, к примеру, из балканских государств не могут оставаться в Германии. «В противном случае мы не сможем обеспечить защиту тем, кто в этой защите нуждается», — подчеркнула Ангела Меркель.
Эрдоган обеспокоен развитием событий в Сирии
Расширение масштабов кризиса требует уделять все больше внимания гражданской войне в Сирии, откуда уезжают беженцы, и где интенсивность боев увеличивается. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, по информации агентства Reuters, в телефонном разговоре с российским президентом Владимиром Путиным выразил свою озабоченность по поводу развития событий в Сирии.
Бомбардировки расположенного на севере Сирии города Алеппо, в том числе российскими военно-воздушными силами, будут способствовать увеличению количества беженцев, подчеркнул президент. По данным президентской администрации, он сказал об этом в своем разговоре в среду. В Турции уже находятся несколько миллионов сирийских беженцев, и многие из них направляются затем в Германию. Россия и Турция пока преследуют в Сирии различные цели. В то время как руководство в Москве пытается с помощью налетов с воздуха изменить ситуацию в гражданской войне в пользу главы государства Башара аль-Асада, Турция, как и Запад, настаивает на отставке сирийского президента. Между тем правительство в Анкаре признает, что Асад после окончания войны может остаться у власти на переходный период. Подобная позиция все больше распространяется среди западных правительств.