В Берлине 10 октября состоялась крупнейшая за последние годы демонстрация против TTIP — соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и ЕС (Transatlantic Trade and Investment Partnership). В ней приняли участие до 250 тысяч человек, приехавших со всей Германии. Такого количества участников не ожидали сами организаторы митинга. Под лозунгом «за справедливую мировую торговлю» немцы протестовали против соглашений TTIP и СЕТА (с Канадой), а также TISA — международного соглашения о либерализации рынка услуг. В берлинской акции приняли участие профсоюзы, общественные и экологические организации, ассоциации потребителей. Критики соглашения TTIP выразили таким образом свои опасения в связи с предстоящим понижением экологических и социальных стандартов в Европе, а также размыванием существующих норм и правил в торговле.
Среди основных угроз, связанных с TTIP, протестующие называют распространение генетически модифицированных продуктов, наступление на права трудящихся и варварскую эксплуатацию природы, в том числе добычу нефти и газа методом разрыва пластов. Демонстранты требовали приостановить переговоры по TTIP с США и отказаться от ратификации соглашения СЕТА с Канадой. В частности, они указывали на растущее влияние американских концернов и серьезную опасность, нависшую над европейской демократией в связи с планируемым созданием международных арбитражных судов. Выйти из ТТIP, отмечают они, впоследствии будет невозможно юридически, для этого нет соответствующего механизма, так же как для выхода из еврозоны.
Многочисленные акции протеста против TTIP прошли за последний год в большинстве стран Европы. Основными инициаторами этой кампании стали международное антиглобалистское движение Attac, а также экологические организации и союзы потребителей. С ними солидаризуются активисты левых (в Германии — Die Linke) и правых (во Франции — Национальный фронт) партий.
7 октября в Европейскую комиссию была подана петиция, под которой стоят подписи 3,2 миллиона человек — представителей гражданского общества, профсоюзов, политических партий и просто частных лиц. Они требуют немедленной приостановки переговоров по TTIP вплоть до проведения соответствующего референдума. Аналогичная петиция была подана во Франции госсекретарю по внешней торговле Матиасу Феклю. К сожалению, эти инициативы не имеют юридически обязывающего характера, поскольку Европейская комиссия еще в сентябре 2014 года отказалась зарегистрировать аналогичную резолюцию Европейской гражданской инициативы за отмену TTIP.
Резолюция содержала требование, чтобы в случае сбора не менее 1 миллиона подписей из 7 стран Европы вопрос об отмене соглашения был бы внесен в повестку дня Еврокомиссии. В Брюсселе уклончиво заявили, что прекращение переговорного процесса по TTIP не входит в полномочия Еврокомиссии, так как мандат на переговоры дали все 28 стран ЕС, и лишь они могут их прервать.
Переговоры по TTIP ведутся с 2013 года. Цель соглашения — создать потребительский рынок, охватывающий 850 миллионов человек. Авторы проекта утверждают, что при отмене таможенных границ и стандартизации норм по обе стороны Атлантического океана западная экономика получит значительный импульс. Однако, отмечают многочисленные критики соглашения, 20-летний опыт существования НАФТА (Североамериканской зоны свободный торговли) опровергает этот тезис.
Одним из наиболее спорных пунктов соглашения остается создание специальных частных арбитражных трибуналов (ISDS — Investor-state dispute settlement) для решения споров между частными компаниями и государствами. Этот пункт позволяет инвесторам подавать иски против государств, якобы нарушающих их права. Чем это может обернуться, уже видно на примере Аргентины, фактически отрезанной от мировых кредитных рынков по решению окружного суда в Нью-Йорке. Не защищены от ударов англосаксонской юридической машины и ведущие европейские компании, как это случилось с концерном Volkswagen и крупнейшим французским банком BNP-Paribas.
Несогласие с условиями трансатлантического соглашения проявляется и на уровне руководства отдельных стран ЕС. Госсекретарь Франции по внешней торговле Матиас Фекль заявил, что соглашение служит в первую очередь интересам США, отметив, что оно вряд ли будет заключено до конца 2015 года. Фекль пригрозил немедленной приостановкой переговоров по TTIP, поскольку полное отсутствие прозрачности на них подрывает принципы демократии. Он отметил, что европейские парламентарии, в отличие от американских, не имеют доступа к важным статьям документа.
По словам Фекля, Европа предложила Америке много компромиссных решений во всех областях, однако не получила в ответ никаких серьезных контрпредложений. Это касается, в частности, доступа европейских компаний к американским рынкам, которые остаются для них закрытыми. Проблемы рынков напрямую затрагивают интересы малого и среднего бизнеса, а также сельхозпроизводителей Европы. Франция в этой связи рассматривает все варианты, в том числе и выход из переговоров по TTIP.
Велики опасения, что в случае подписания соглашения Европа будет полностью подчинена экономической, политической и культурной гегемонии США. Особую тревогу во Франции вызывают тщательно скрываемые в проекте документа пункты об интеллектуальной собственности. Так называемая «гармонизация» копирайта по англосаксонским стандартам с большой долей вероятности приведет к потере интеллектуальных прав отдельных авторов и стран, подчинит их акулам транснациональной индустрии — в прессе, музыке, кино и других областях. Культура, утверждают во Франции, не подчиняется примитивному закону спроса и предложения, она является «антропологическим маркером» отдельной нации. Этот сектор составляет только во Франции 3,2% ВВП (57,8 миллиарда евро), что превышает показатель автомобильной индустрии.
Такая же угроза нависла над технологиями и интеллектуальной собственностью, в первую очередь патентами. В рамках TTIP неизбежно произойдет экспансия более защищенных американских патентов, что закрепит экономическую гегемонию США. Что касается «международного арбитража» в случае споров, то всем ясно, какую из сторон он поддержит. Это показывает пример Бразилии, где корпорация Apple выиграла суд у компании Gradiente Electronica, которая зарегистрировала торговую марку iPhone еще в 2000 году — за 7 лет до того, как этот бренд появился в США.
Австрия является одной из немногих стран Европы, в которой против ТТIP выступают основные политические партии и лично федеральный президент Вернер Файман. Последний анализ австрийских экономистов показывает, что ТТIP будет иметь чрезвычайно негативные последствия для сельского хозяйства Австрии. Они отмечают, что ущерб будет гигантским и необратимым, он затронет пищевую индустрию, фермерские хозяйства, торговлю и потребителей. Экономисты выделяют следующие моменты:
— Генетически модифицированные продукты наводнят австрийский рынок и преодолеют национальные нормы благодаря поддержке арбитражных судов: прилавки заполнит мясо, напичканное гормонами и антибиотиками.
— Пищевые продукты и напитки будут отравлены пока малоизвестным в Европе кукурузным сиропом — дешевым сахарозаменителем, чрезвычайно вредным для здоровья.
— Исчезнут региональные и национальные знаки качества и указатели изготовления, адрес продукта будет неизвестен.
— ТТIP приведет к бесконтрольному применению пестицидов в сельском хозяйстве и химических добавок в косметике. На сегодняшний день из 1349 применяемых в США химических продуктов лишь 11(!) разрешены в Европе. Торговая палата США уже сейчас называет европейские нормы в этой области «помехой международной торговле».
Несмотря на протесты европейской общественности и части бизнеса, политические элиты Европы настойчиво проталкивают трансатлантическое соглашение. Сейчас о поддержке TTIP заявляют не только правительства и парламенты, но даже профсоюзы и левые партии. В июле Европарламент принял резолюцию, поддерживающую TTIP (TAFTA). Таким образом, сторонникам соглашения, как и ожидалось, удалось преодолеть сопротивление евродепутатов, используя мощные политические и информационные рычаги давления.
Проекты ТТIP и ТРР (Транстихоокеанской зоны свободной торговли) являлись важнейшими инициативами в экономической программе президента США Барака Обамы. В октябре 2015 года было подписано соглашение о создании зоны ТРР, в которую вошли США и 11 стран тихоокеанского побережья, за исключением Китая. Барак Обама заявил после заключения соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, что отныне США, а не страны вроде Китая будут писать правила глобальной торговли.
Как ранее отмечал экс-глава МВФ Доминик Стросс-Кан, США создают под своим контролем «две торговые челюсти» — транстихоокеанскую и трансатлантическую, в которые они зажмут других мировых конкурентов, в первую очередь Китай. И если первый пункт американцам практически удалось реализовать, то борьба за трансатлантическое соглашение еще не закончилась.