В спокойном море неожиданно раздались сухие оружейные выстрелы. Рыбный промысел превратился в кровавую баню. 26 ноября 1993 года несколько десятков японских рыболовных судов занимались ловлей камбалы при помощи жаберных сетей недалеко от «северных территорий», в месте, которое Россия считает частью своих территориальных вод. Когда мужчина из города Немуро, окончивший промысел в первой половине дня, решил вернуться в порт, со стороны острова Суйсё показался большой российский пограничный корабль.
Он постепенно приближался. Когда корабль подошел достаточно близко, мужчина резко повернул свое судно. Пограничные суда не способны делать резкие развороты. Из опыта мужчина знал, что пограничники должны отстать.
Рыболовное судно игнорировало предупредительные выстрелы осветительными снарядами. После нескольких резких поворотов раздались оружейные выстрелы. На палубе пограничного корабля стояли двое пограничников, похожих на подростков. На лицах напряжение, в руках — автоматы. Примерно восемь русских смотрели на рыбаков и смеялись.
Во время поворота по ним выстрелили несколько раз. Рыбаку, который находился в рулевой рубке, задело левую руку и прошило левую ногу. Сапог был полон крови, но из-за напряжения он не чувствовал боли. Затем пули попали в рулевой привод, и судно оказалось в руках пограничников. Мужчину и еще двух рыбаков отправили на Шикотан.
«Не думал, что по нам будут стрелять. Если бы мы продолжили бегство, нас бы точно убили», — вспоминает пережитый страх мужчина.
Исчезновение сторожевых кораблей
Этот человек начал заниматься рыбным промыслом в том месте за два года до инцидента. Из-за хаоса в СССР на Дальнем Востоке не хватало топлива, поэтому пограничный контроль смягчился. Экипажи советских сторожевых кораблей закрывали глаза на промысел, если рыбаки предоставляли им информацию или товары. Примерно в 1990 году корабли и вовсе исчезли. Рыболовы пользовались этим: около островов всегда было много рыболовных судов.
Мужчину держали под стражей на Шикотане около восьми месяцев. В больницу пришел капитан пограничного корабля и через переводчика предупредил: «Когда вернешься, передай своим, чтобы не занимались рыбным промыслом в российских территориальных водах».
С этого времени Россия ужесточила контроль. По информации администрации города Немуро, за 50 лет до 1989 года, когда завершилась холодная война, советские корабли открывали здесь огонь всего 13 раз. В период с 1993 года по 1997 годы стреляли восемь раз. Жизнь рыбаков оказалась в большей опасности, чем в период холодной войны.
В 1994 году управление морской безопасности Нэмуро 698 раз фиксировало появление российских пограничных кораблей. Это в четыре раза больше, чем в 1993 году (149 раз).
«Советская система менялась. С целью укрепления дисциплины флот перестал использовать корабли-наблюдатели. Нарушителями стали считать все рыболовные суда, которые входили в территориальные воды России», — отмечает профессор Университета Токай Ёсихико Ямада (Yoshihiko Yamada).
Во второй половине 90-х годов тяжелые ранения получил еще один мужчина. Ему пришлось год за годом несколько раз ложиться в больницу. Он был вынужден бросить рыбный промысел. По словам его семьи, после инцидента их жизнь резко изменилась. Они скорее испытывают страх, чем печаль.
В 1998 году по итогам нескольких инцидентов со стрельбой правительства России и Японии заключили соглашение, в соответствии с которым японским рыболовным судам был гарантирован безопасный промысел вблизи «северных территорий». Стороны положили территориальный вопрос под сукно. Выплатив России многомиллионную компенсацию, Япония смогла заниматься ловлей терпугов и минтая.
Трагедия после подписания соглашения
Тем не менее, вновь произошла трагедия.
16 августа 2006 года вблизи острова Кайгара российские пограничники открыли огонь по рыболовному судну «Киссин-мару № 31», в результате чего погиб рыбак Мицухиро Морита (Mitsuhiro Morita, 35). Вблизи «северных территорий» человек был застрелен впервые за 50 лет.
Япония выразила жесткий протест, однако российская сторона заявила, что корабль вторгся в территориальные воды России. Стороны так и не смогли договориться. «Мой сын был серьезным человеком. Это судьба, ничего не поделаешь». — говорит его мать, живущая в Немуро.
Дядя Дзэнити Тада (Zenichi Tada, 65), который в Немуро занимается сбором морских водорослей, был застрелен советскими пограничниками в 1956 году. По словам г-на Тада, если бы не территориальная проблема, трагедий бы не было.
Российские рыболовные тральщики работают вдоль линии, которая разделяет острова и Хоккайдо. Россия захватила не только острова, но и морские богатства. Г-н Тада близок к тому, чтобы смириться: «Это продолжается уже 70 лет. Похоже, Россия не собирается возвращать острова».
Остров Суйсё находится в семи километрах на восток от города Немуро. Площадь его составляет 12,1 квадратного километра. В его окрестностях - большое количество морской капусты. В конце Второй мировой войны там проживало около тысячи японцев. Рыбная промышленность была на подъеме. В настоящее время рядовые россияне здесь не живут, однако постоянно появляются российские пограничные суда.